В те времена, когда север и северо-восток Китая раздирали междоусобные войны
дуба-ней, на юге, в провинции Гуандун сформировалась новая мощная сила -
Национально-Революционная Армия (НРА) партии Гоминьдан под 2 предводительством
Сунь Ятсена, начавшая борьбу за объединение страны.
Сунь Ятсен придавал большое значение подготовке революционных военных кадров, в
том числе летчиков. В 1920 году он выдвинул лозунг "Авиация спасет
государство!", на который очень активно откликнулись китайцы как в стране, так и
за рубежом. Летчики из числа эмигрантов возвращались в Китай, но самолетов для
них имелось крайне мало. Для борьбы с губернаторами - "милитаристами" Сунь Ятсен
закупил в Макао пять гидросамолетов "Кертисс" Н-16 и JN-4D. Еще один Н-16,
по-видимому, в качестве саморекламы, "пожертвовал на дело революции" богатый
местный торговец,
В марте 1923 г. один из ближайших помощников Сунь Ятсена летчик Ян Сяньи привез
в Китай четыре самолета "Кертисс" JN-4D и запчасти к ним. Для эксплуатации и
ремонта этих машин пригласили американского летчика (китайцы называли его "Аботэ")
и двух авиаинженеров (инженер
Гай Колвелл (Guy Colwell),
работавший ранее на фирме Bristol в Англии, и
конструктор Артур Уайлд (Arthur
Wilde)). С ними на родину вернулась и группа летчиков-китайцев,
подготовленных в США. Ян Сяньи рассчитывал с помощью китайского технического
персонала организовать собственное производство "кертиссов". В апреле 1923 г. он
предложил американцам и группе техников-китайцев заняться копированием и
постройкой самолета в варианте легкого разведчика-бомбардировщика. В начале июня
постройка китайского аналога JN-4D завершилась и самолет вывезли на аэродром "Дашатоу".
12 июня летчик Хуан Гуанжуй успешно провел летные испытания.
В июле на торжественной церемонии, посвященной принятию на вооружение первого "гуандунского"
самолета, Сунь Ятсен продемонстрировал полное доверие к авиаторам, посадив
заднюю кабину свою жену Сун Цинлин. Пилот Хуан Гуанжуй поднялся в воздух и
сделал два круга над аэродромом. Вождь очень гордился успехом китайской авиации
и своей храброй женой.
Затем машину отправили в двухнедельный агитперелет по "городам и весям"
провинции. После его успешного завершения, 8 августа 1923 года на аэродроме в
Гуанчжоу по инициативе Сунь Ятсена состоялось торжественное наречение самолета
именем "Розамонда" (так на европейский манер называли его жену). Вождь
собственноручно начертал кистью на фюзеляже иероглифы своего лозунга: "Авиация
спасет государство".
Между тем, еще в апреле 1923 г. Чэнь Цзюнмин со своей кликой вошел в сговор с
"северными милитаристами" и напал на Гуанчжоу. При активной поддержке авиации
угрозу осады города ликвидировали, однако в октябре 1923 г. Чэнь Цзюнмин
развернул наступление против гоминдановцев в провинции Гуанси. Самолеты
Национально-революционной армии регулярно совершали боевые вылеты, способствуя
оттеснению противника на исходные позиции.
Летчики Хуан Гуанжуй, Линь Вэйчэн, Хуан Биньхэн и другие поочередно бомбили
вражеские войска и тыловые объекты. Но в ноябре армия Чэнь Цзюнмина вновь
нанесла удар, окружив Гуанчжоу. В городе создалась опасная ситуация. Однажды
Сунь Ятсену даже пришлось лично вести солдат в контратаку. В конце концов армию
Чэнь Цзюнмина разгромили, сам он сбежал в Гонконг, где и умер в сентябре 1933
года. Боевые вылеты в ходе этих сражениях совершала и "Розамонда", но 3 октября
1923 г. "первая ласточка" гоминдановского авиапрома сгорела при пожаре на
аэродроме.