История самолётов серии RSV.26/100 началась в конце 1920-х гг. Это время было
весьма непростое, поскольку "Золотой век авиации" стал золотым далеко не для
всех. В первое послевоенное десятилетие мир был переполнен военными самолётами,
поставленными на гражданскую службу. Некоторое "вторсырьё" продавали буквально
за пару сотен долларов или фунтов. Да и мировые гранды авиации выдавали едва ли
не каждый год по новой модели. В таких условиях развивать собственное дело было
очень трудным занятием. И всё же, бельгийская фирма Stampe et Vertongen решилась
выступить конкурентом британским производителям, доминировавших тогда в Европе.
В 1928 году талантливому бельгийскому инженеру Альфреду Ренару (Alfred Renard)
было выдано техническое задание на разработку лёгкий тренировочного самолёта.
Конструктивно это машина не представлял из себя ничего оригинального. Это был
биплан деревянной конструкции, оснащенный радиальным двигателем, трехопорным
неубираемым шасси и раздельными кабинами для пилота и пассажира (ученика). К
новому самолёту проявили интерес военные, который были вполне готовы поддержать
отечественного производителя. Вопрос заключался лишь в том, сможет ли Ренар
обеспечить требуемые показатели. К счастью, техническое задание оказалось вполне
разумным, а первым самолётом для собственных ВВС стал RSV.26/140.
Интересно, что в то время фирма Stampe et Vertongen использовала оригинальную
систему обозначений, которая складывалось из трех компонентов: аббревиатура,
площадь крыльев и мощность двигателя. Таким образом, первый прототип самолёта,
предназначавшегося для бельгийских ВВС и оснащенный 140-сильным мотором,
обозначался как RSV.26/140. Прошло некоторое время и в 1928 году на испытания
вышел самолёт RSV.26/100 оснащённый 100-сильным мотором Renard. Хотя площадь
крыльев у обоих самолётов был одинаковым конструктивно они имели целый ряд
принципиальных отличий – и тогда и сейчас этот нюанс зачастую вызывает путаницу.
Первый прототип был полностью готов 12-го декабря 1928 года. К 15 апреля 1929
года этот самолёт прошел регистрацию в Брюсселе и получил гражданский код OO-AJU.
Испытания прототипа завершились успешно, после чего фирма Stampe et Vertongen
вделала вывод о возможности серийного производства, при должном наличии заказов.
Тем не менее, постройка RSV.26/100 ограничилась 5 экземплярами, часть из которых
поступила на службу бельгийских ВВС. Эти самолёты использовались по прямому
назначению вплоть до мая 1940 года, пока Бельгия не была оккупирована немецкими
войсками. Уцелевшие RSV.26/100 затем пошли на слом. Следы первого прототипа
потерялись в самом начале войны, но лишь в феврале 1947 года его сняли с
регистрации.
Несмотря на столь скромные успехи RSV-26/100 был замечен зарубежными
покупателями. Американский бизнесмен и апологет легкой авиации Айвэн Р.Гейтс (Ivan
R. Gates), владелец фирмы Wright Tuttle Motors, в 1929 году начал переговоры о
возможности лицензионного выпуска бельгийского самолёта в США. Предварительно у
производителя был закуплен "эталонный" образец с регистрационным кодом O-BAJK.
При этом, для RSV-26/100 разработали проект замены деревянного фюзеляжа на
конструкцию из стальных труб – данной доработкой занимался инженер Натан Вандерлип (Nathan F. Vanderlip). Впрочем, достичь ожидаемого коммерческого
успеха снова не удалось – до 29-го октября 1929 года удалось собрать всего два
самолёта, после чего страна погрузилась почти на 10 лет в экономическую
стагнацию. Фирма Wright Tuttle Motors мгновенно обанкротилась, а её владелец
покончил жизнь самоубийством. Незавидно сложилась судьба почти готовых
самолётов. Три или четыре фюзеляжа американского варианта RSV-26/100
использовались примерно до 1975 года в качестве…курятника.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RSV.26/100 |
Размах крыла, м |
9.36 |
Длина, м |
7.10 |
Высота, м |
2.70 |
Площадь крыла, м2 |
26.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
460 |
максимальная взлетная |
765 |
Тип двигателя |
1 ПД Renard 100 |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч |
163 |
Крейсерская скорость, км/ч |
135 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|