В начале 1920-х гг. RSV.32/90 стали первыми серийными самолётами бельгийской
конструкции, принятыми на вооружение собственными ВВС. Разработка проводилась
фирмой Stampe et Vertongen. Эта фирма была образована Жаном Стампе (Jean Stampe)
и Морисом Вертонгеном (Maurice Vertongen) – ветеранами Первой Мировой войны,
мечтавшими открыть собственный авиационный бизнес. Являясь владельцами лётной
школе под Дюме (Deume) они провели ряд исследований, направленных на изучение
конструкции тренировочных самолётов. Находившийся с 1920 года на оснащении школы
британский самолёты Central "Centaur" IV, казалось бы, полностью подходил
бельгийцам. Однако, Стампе и Вертонгену захотелось большего.
Делу помог случай. Примерно в это же время они познакомились с конструктором
Альфредом Ренаром (Alfred Renard), который искал точку приложения для своего
инженерного таланта. Вместе они объединили усилия и хотя фирма получила название Stampe et Vertongen главным конструктором на протяжении многих лет в ней
оставался Ренар. Основной задачей, которую поставили перед собой бельгийцы, была
разработка простого и дешевого учебного самолёта, способного затмить успехи
британцев. В результате, Ренар предложил проект деревянного биплана с крыльями
равной длины, двухместными открытыми кабинами и неубирамемым трехопорным шасси.
Внешние поверхности обшивались полотном. Взаимодействие между лётчиками
осуществлялось через переговорную трубу. В целях уменьшения стоимости многие
элементы самолёта были выполнены взаимозаменяемыми, в том числе: межкрыльевые
стойки, стойки шасси, лонжероны и даже консоли крыльев.
Постройка первого прототипа производилась в ангаре Administration de
l'Aeronautique и была завершена 23-го апреля 1923 года. Самолёт получил
регистрационный код O-BOEL в честь друга (Maurice Boel), который познакомил всех
участников этого проекта. Можно сказать, что вершиной торжеств, связанных с
успешным завершением лётных тестов, стало прибытие бельгийского короля Альберта I, который "напросился" на ознакомительный полёт над Антверпенном.
После такой удачи сразу же было налажено серийное производство, которое
продолжалось с 1923 по 1932 гг. Самолёт получил обозначение RSV.32/90 которое
состояло из аббревиатуры разработчиков, площади крыла и мощности силовой
установки. Столь странный подход впоследствии привел к значительной неразберихе,
когда спустя несколько лет были разработаны самолёты RSV.26/140 и RSV.26/100,
между которыми не было ничего общего.
Утверждается, что в общей сложности было построено 57 самолётов нескольких
модификаций, однако британский историк Пол де Мейер, готовивший Авиационный
Британский Вестник 1980 года, назвал эту цифру сильно завышенной.
Можно говорить о 41 самолёте типа RSV.32, включая все прототипы и
модификации. Несколько RSV.32/90 осталось в родной авиашколе, но самолёты этого
типа также летали в школах под Госли (Gosselies) и Сен-Юбером (Saint-Hubert).
Судя по всему, по одному экземпляру RSV.32/90 было закуплено антверпенским и
королевским авиаклубами.
Ещё три самолёт, находившихся в частных руках, были переделаны в 4-местный
вариант. Доработку проводил сам Ренар, который разместил сиденья попарно в два
ряда в модифицированном фюзеляже. Этот самолёт иногда обозначают как RSV.32/2X2,
но официально такое название никогда не использовалось. Если верить зарубежным
источникам, то доработке подвергли один RSV.32/100 и два RSV.32/120.
Предпринимались также опыты по установке поплавкового шасси. Для этого был
выбран один из RSV.32/100, но до реализации этого проекта дело так и не дошло.
Когда в мае 1940 года началось наступления на Западном фронте гражданские RSV.32
оставались на своих аэродромах. По всей видимости, не предпринималось даже
попыток эвакуировать их вглубь Франции или Великобритании. После капитуляции
стран Бенилюкса немцы собрали и утилизировали всю старую технику – похоже, что
именно такая участь постигла RSV.32, ни один из которых не смог пережить войну.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RSV.32/90 |
Размах крыла, м |
11.20 |
Длина, м |
7.35 |
Высота, м |
2.80 |
Площадь крыла, м2 |
32.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
500 |
максимальная взлетная |
820 |
Тип двигателя |
1 ПД Anzani |
Мощность, л.с. |
1 х 90 |
Максимальная скорость, км/ч |
125 |
Крейсерская скорость, км/ч |
105 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|