В 1908 году Эдмундом Румплером в Берлине была основана компания Rumpler-Werke,
которая считается старейшим авиастроительным предприятием Германии. Хотя Эдмунд
Румплер занимался авиастроением всего десять лет, его работы способствовали
прогрессу в авиации как в разработке конструкций самолётов, так и в
моторостроении. С 1911 года самолёты Румплера во многих случаях демонстрировали
лучшие характеристики. В те годы моноплан Rumpler Taube был популярнейшим
немецким одномоторным самолётом. Бипланы Румплера, применявшиеся в качестве
самолётов-разведчиков и многоцелевых самолётов, были любимы своими экипажами.
Самолёты типа "В" с задним сиденьем пилота в 1915 году были заменены на машины
типа "С", в которых пилот сидел спереди и вел огонь из двух неподвижных
синхронизированных пулемётов. Наблюдатель сидел за пилотом и стрелял из
пулемета, установленного на подвижном лафете. Среди самолётов типа "С" особую
роль сыграл Rumpler C IV.
Первый многоцелевой самолет Rumpler С появился в 1915 году и оснащался
160-сильным двигателем компании Mercedes. Однако решающие улучшения были сделаны
в конструкции самолёта Ru C IV, силовая установка которого состояла уже из
260-сильного двигателя Mercedes. В 1917 году многоцелевые самолёты Ru С IV были
запущены в крупносерийное производство и стали самыми массовыми самолётами
компании Rumpler-Werke. Высокие скороподъемность и практический потолок в 6000 –
7000 метров сделали C IV особенно любимым в войсках, поскольку в варианте
разведчика этот самолёт мог до четырех часов без помех со стороны противника
находиться на этих высотах. Скорость Ru С IV составляла 175 км/ч, взлётный вес
1630 кг, из которых 160 кг приходились на экипаж, 100 кг – на вооружение (два
пулемёта с боекомплектом) и 240 кг – на запас топлива. При необходимости можно
было брать на борт до четырех бомб весом по 25 кг. Размах крыльев был 12,66 м,
длина – 8,40 м, высота 3,20 м.'
C-IV выпускался в течение 1917 года на фирмах Румплер, Байру и Германия. Всего
собрали менее 100 таких аппаратов. По лицензии C.IV выпускался также "Pfalz
Flugzeug-Werke", эти машины имели ряд отличий, включая наличие элеронов на обоих
крыльях. Самолеты использовались в германских вооруженных силах под обозначением
Pfalz C.I.
На восточный фронт эта машина попала лишь накануне завершения боевых действий.
Зато она активно использовалась во Франции, в Палестине и Северной Италии, где
на "Румплерах" летали немецкие экипажи в составе австрийских ВВС.
Высокие скорость и потолок позволяли использовать Rumpler C.IV для ведения
разведки в глубоком тылу противника. На фронте С IV имел репутацию самолета,
который очень трудно сбить. Он применялся на всех театрах военных действий до
конца войны.
После войны C.IV, подобно C.I, доработали в коммерческие самолеты. Помимо
Германии, C.IV состояли на вооружении Швейцарии, Турции и Югославии.
Из более чем 2000 самолётов Rumpler-C, которые производились до ноября 1918 года
на предприятиях в Берлин-Йоханнистале (Berlin-Johannisthal),
Аугсбург-Хаунсштеттине (Augsburg-Haunstetten) и по лицензии на других
авиазаводах события последних шестидесяти лет пережили только два самолета C IV
– по одному в Германии и в Бельгии.
В 1974 году Ru C IV из Немецкого музея (Deutschen Museum), расположенного в
Берлин-Лихтенфельде (Berlin-Lichterfelde) и принадлежавшего зарегистрированному
обществу "Собрание немецкой авиации" (Deutschen Luftfahrt-Sammlung e.V.), был
передан в Немецкий музей (Deutschen Museum). В 1960-е годы самолёт был разобран
и показан на выставке "Летная гора Лилиенталя" (Fliegerberg Lilienthals) в
Лихтенфельде.
О происхождении и судьбе этого самолёта мало что известно. Возможно, что в
данном случае речь идёт о реплике из более раннего Собрания немецкой авиации. В
те годы это был крупнейший в мире музей авиации, который в 1943 году был почти
полностью уничтожен серией налетов бомбардировщиков союзников. Однако во время
войны перед разрушением музея у железнодорожной станции Лертер (Lehrter Bahnhof)
более ста экспонатов были перевезены на восток страны. Из спасенных экспонатов
уцелели примерно 25 машин, которые и сегодня находятся в не самом лучшем
состоянии в хранилищах расположенного в Кракове (в оригинале статьи Krakau)
польского музея авиации (Muzeum Lotnictwa).
Ru C IV из Немецкого музея пережил войну предположительно находясь в Берлине. В
1977 году самолёт основательно отреставрировали в расположенном в Оттобрюнне (Ottobrunn)
опытном цеху компании MBB и затем отреставрированную машину в качестве экспоната
выставили во время проводившегося на авиабазе дня открытых дверей. В новом
строящемся выставочном зале Немецкого музея для Ru C IV будет отведено место.
Rumpler C IV отреставрировали так основательно, что кажется что этот самолёт
только что был изготовлен. Но летать Ru C IV не способен: для показа силового
набора самолета с его фюзеляжа и крыльев была частично снята внешняя обшивка.
Второй еще сохранившийся до наших дней экземпляр Rumpler C IV в разобранном
состоянии находится в хранилище брюссельского музея армии и военной истории (Musee
de l'Armee et d'Histoire Militaire). Вместе с Aviatik C I, Halberstadt C V и LVG
C VI эта машина могла быть трофеем союзников, захваченным ими после окончания
Первой Мировой войны. Бельгийский музей имеет более ста экспонатов выставленных
в качестве экспонатов и находящихся в хранилищах музея. Сегодня этот музей
располагает одной из самых больших коллекций авиации.