Под названием С-10 (С.X)
объединено около 16 близких по типу самолетов и их модификаций с
различными двигателями, сухопутных и поплавковых. По схеме и конструкции
они мало отличались от самолета С-6Б и были трех- и четырехстоечными
бипланами.
Первый С-10 был, по сути, облегченным за счет снижения прочности самолетом
И. И. Сикорского С-6Б.
В.Б. Шавров был, очевидно, прав, когда писал в своей книге о том, что под общим
названием "С-10" Морское ведомство получило ряд "близких по типу" гидроаэропланов. Без сомнения, все они явились модификациями базовой модели.
С-10 конкурсный 1913 г.
Будучи модернизированным С-6Б, этот аппарат был первоначально движим 80-сильным
"Гномом" и выставлялся на военном конкурсе 1913 г. Затем машину оснастили
мотором "Гном-Моносупап" 100 л.с. и отправили на фронт, при этом размах ее
верхних крыльев сократился до 13,68 м, а площадь несущих поверхностей - до 35,50
кв.м. Места экипажа располагались в ряд.
С-10а (С-10А) конкурсный 1913 г.
От предыдущего аппарат С-10А отличался меньшим размахом и более мощным мотором;
места экипажа располагались одно за другим - тандемом. После начала войны
самолет оснастили мотором "Гном-Моносупап" 100 л.с. и поплавковым шасси;
возможно, это и был аэроплан с заводским номером 103.
Как боевой, гидроаэроплан С-10 не был хорош и применение аппаратов этого типа
оказалось не слишком интенсивным. В 1914-1915 гг. С-10 Балтийского флота
выполняли разведывательные и тренировочные вылеты; в 1915 г. по крайней мере
однажды один из них, с флотским номером С-1, принимал участие в бомбардировке
неприятельских кораблей в Ирбенском проливе. В марте 1915 г. предпринималась
попытка использовать 3 машины, а именно С-4, С-5 и С-6, во время наступательной
операции против Мемеля, для чего их установили на лыжи и снабдили
бомбодержателями типа Шнейдера и бронированными сидениями экипажа,
изготовленными из 1,5-мм ванадиевой стали. Следуя за продвигавшимися вперед
русскими частями, самолетам предстояло выполнять разведывательные задачи и
бомбить порт Мемеля, но из-за плохой погоды они так и не сделали ни одного
боевого вылета. Без их вины вся эта операция обернулась поражением, а сами они
вернулись к нормальной морской службе. В том же году планировалось
прикомандировать один аппарат С-10 к Особой экспедиции на реке Дунай в Сербии,
где ему предстояло защищать с воздуха порт Прахово. Однако, скорее всего в
последний момент машина Сикорского была заменена "Фарманом". Флотские С-10
заканчивали карьеру в роли тренировочных и связных гидроаэропланов, а последним
из них стал, по всей видимости, аппарат С.10-4 (или С-4. С-10-4, СА-4), все еще
числившийся в списках 3-й станции в Ревеле в декабре 1916 и начале 1917 гг. Его
спецификации, данные по архивным документам, заключают этот раздел.
Конструкция.
Это были трех- и четырехстоечные бипланы с
различными двигателями. Фюзеляж самолета прямоугольного сечения с
полукруглым гаргротом, имел деревянный каркас и обшивался фанерой (4-мм в
носовой части и 3-мм в хвостовой).
Капот двигателя изготавливался из
алюминиевых листов. Самолет был двухместный, причем в кабине пилоты
располагались рядом, а штурвал управления был перекидной от одного летчика
к другому.
Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянной конструкции, обтянутое
полотном. Элероны - только на верхнем крыле. Между нижним крылом и
фюзеляжем были просветы по 0,45 м для обзора вниз. Оперение обычного типа
со стабилизатором и треугольным килем. Каркас изготавливался из дерева и
обтягивался полотном. Стойки крыла деревянные. Растяжки имели
оригинальную, присущую машинам И. И. Сикорского конструкцию: это были две
параллельно натянутые стальные проволоки с деревянной прокладкой между
ними, обмотанные шнуром. Эта конструкция позволяла почти в 2 раза снизить
аэродинамическое сопротивление растяжек.
Шасси имело необычную
конструкцию, применяемую в основном только на машинах РБВЗ.
На V-образных
стойках из дерева и стальных труб крепились две двухколесные тележки с
короткими осями. Двигатели ставились различные: 7-цилиндровые, ротативные
"Гном" (80 л. с.), "Гном-Моносупап" (100л. с.), 9-цилиндровые "Анзани"
(125л. с.), рядные 8-цилиндровые "Аргус" (100 л. с.). В последнем случае
имелись бортовые радиаторы.
Вооружение отсутствовало. Топливные баки под
крылом имели обтекаемую форму.
Модификации
: |
|
|
С-10 конкурсный 1913 г. |
построенный для конкурса самолет с двигателем "Гном" (80 л. с. ).Машина имела исключительную весовую отдачу. |
С-10А |
сиденья были расположены одно за другим, более мощный двигатель "Анзани" (125л. с.). Размах крыла был уменьшен на один пролет.
Летные данные улучшились. |
С-10 "Аргус" |
несколько машин были выпущены с двигателем "Аргус" (100 л. с.) как с трехстоечной, так и с четырехстоечной коробкой. |
С-10 "Гном-Моносупап" |
вариант с двигателем "Гном-Моносупап"
(100л. с.). |
С-10 "Гидро" |
поплавковый самолет. В основном строился с двигателем "Аргус" (100 л. с.). Поплавки деревянные, по типу поплавков самолета С-5А, но
больших размеров. Вместо 8 стоек у С-5А поплавки крепились 10 стойками. Одна машина была с двигателем "Гном-Моносупап" (100
л. с.), другая - с двигателем "Аргус" (115л. с.). |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
С-10 |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
13.68 |
нижнего |
8.80 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
35.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
550 |
нормальная взлетная |
850 |
Тип двигателя |
1 ПД Аргус |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость , км/ч |
100 |
Крейсерская скорость , км/ч |
74 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3400 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|