Уголок неба ¦ Schmitt PS.7

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Schmitt PS.7
       
Разработчик: Schmitt
Страна: Франция
Первый полет: 1915
Тип: Легкий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Франция вступила в Первую мировую войну 2 августа 1914 года, а через две недели, 15 августа французские ВВС понесли первую боевую потерю. На свой аэродром не вернулся аэроплан с экипажем в составе летчика Викторина Гаро (Victorin Garaix) и лейтенанта Альбера Де-Тизлё (Albert de Taizleux). Их аппарат, летевший на разведку в район города Мец, был сбит немецкой зениткой.

Пилот разведчика, хотя и не имел офицерского звания, был далеко не рядовым авиатором. До войны он прославился многими авиационными рекордами. Однако в документах 1914 года, хранящихся в архиве Исторической службы ВВС Франции в Реймсе, можно отыскать лишь самые общие сведения о том злополучном вылете.

На фоне последующих воздушных баталий, в которых были сбиты тысячи аэропланов, гибель Гаро и Де-Тизлё стала первым трагическим, но увы, рядовым эпизодом. Сейчас даже французские исследователи Первой мировой войны редко упоминают в своих работах об экипаже, открывшем скорбный список потерь "Армэ дель Эр", и еще реже - марку их самолета: "Поль Шмитт" (Paul Shmitt). А ведь когда-то эта марка была известна не меньше, чем сейчас "Боинг", "Локхид" или "Туполев".

В декабре 1915 года, в разгар мировой войны, во Франции был объявлен конкурс военных аэропланов "повышенной грузоподъемности". По условиям конкурса такой самолет должен был брать на борт до 600 кг бомбовой нагрузки, иметь дальность полета не менее 600 км, максимальную скорость не ниже 120 км/ч и потолок не менее 2000 метров. Надо заметить, что требование относительно величины бомбовой нагрузки оказалось завышенным и его не смог выполнить ни один из конкурсантов. Шмитт представил на конкурс свой аэроплан №22 с мотором водяного охлаждения "Рено-12F" (он же SBR - Шмитт - бомбардировщик - "Рено"), который продемонстрировал на испытаниях продолжительность полета 5 часов с боевой нагрузкой 375 кг, потолок 4000 м и крейсерскую скорость 125 км/час на высоте 2000 м.

Известны два варианта этой машины: "Тип 6.BRAB", имевший зазор между нижней плоскостью и фюзеляжем, и "Тип 6.BRAH", у которого крыло примыкало к фюзеляжу. Это различие было заложено в обозначения: АВ - крыло низкое, АН - крыло высокое. В 1916 году "Тип 6.BRAH" был принят на вооружение под армейским обозначением Sch 7.В2 (в документах встречается и другое обозначение PS.7В2) и запущен в серию. Выпускалась также модификация Sch 7/4.В2 с дополнительной парой противо капотажных колес перед основной тележкой шасси. Обе эти модификации уже не имели механизма изменения угла атаки, их крылья были жестко скреплены с фюзеляжем. Всего в 1916-1917 годах было построено 150 аэропланов обеих модификаций.  Одна машина летом 1917 года проходила испытания в России, но на вооружение самолет принят не был.

Запуск серии уже принятого на вооружение Sch7.B2 несколько раз откладывался, а в результате боевой дебют этого бомбардировщика состоялся только в 1917 году, когда его характеристики уже не отвечали требованиям времени. К тому же, фирма "Бреге" успела выпустить, испытать и предложить военным свой бомбардировщик "Бреге-14", который по большинству параметров опережал изделие Шмитта.

После фиаско 1916 года (захлебнувшееся наступление у Шмин-де-Дам и другие военные неудачи) французская авиация нуждалась в реорганизации и восполнении потерь. Для "затыкания дыр" понадобились и "шмитты". Несмотря на низкие темпы выпуска, к началу 1917 года этих машин хватило для комплектования полнокровного соединения. Бомбардировочная группа GB.3 состояла из четырех эскадрилий "шмиттов": PS.125 (эмблема - голова Пьеро), PS. 126 (первоначальное отличие - косая белая лента с красными полями на фюзеляже, эмблема - орел, бросающий гранату), PS.127 и PS.128. Группу усилили две эскадрильи на "сопвичах полуторастоечных" - S-107 и S-108.

GB.3 появилась на фронте весной 1917 года, чтобы вскоре принять участие в битве на Сомме. Ее самолеты прибыли на аэродромы "Эскануа" и "Пьерфон" на краю Компьенского леса. Соединению достался сектор ответственности между Камбрэ и Лаоном. Почти весь год GB.3 работала в этом районе. Ей "аккомпанировали" ночные бомбардировочные авиагруппы VB. 101 и VB.113 на "Вуазенах".

Из-за высокой активности немецкой истребительной авиации, "шмитты" с их довольно низкой скоростью также применялись преимущественно ночью. Их основными целями были железнодорожные объекты противника.

Еще до начала активных действий группы четыре "шмитта" в ночь с 13 на 14 апреля отбомбились по вокзалам в Марле и Креси-сюр-Серр. А 2 мая они же атаковали германский аэродром в районе Сен-Квентина. 27-го 14 аэропланов "навестили" авиабазу противника в Нувьон-Катильон на реке Серр. 13 июля вокзал и расположение немецких войск в Версини бомбили 18 "шмиттов". 24-го их нападению подверглись неприятельские бивуаки в лесу у Лангетеля. Той же ночью два аппарата из эскадрильи PS.125 сбросили 260 кг бомб на железнодорожный узел Камбрэ. 29-го группа не достигла цели -аэродрома Руали-сюр-Серр, вражеские истребители принудили французов нарушить строй и ретироваться.

В июне 1917-го тяжесть вооруженной борьбы, согласно приказам по Северной группе войск, была перенесена к Камбрэ. В августе началась вторая фаза операции на Сомме и при Аисне.

18 августа 12 "шмиттов" из эскадрилий PS.126 и PS.127, а также 12 "сопвичей" из S.107 вновь бомбили вокзал в Камбрэ. 3 сентября 10 экипажей из тех же подразделений "монолитно", как сказано в журнале боевых действий, атаковали станцию Фреснуа-ле-Гранд. На следующий день бомбы упали на вокзал в Боэне. В ночь с 4 на 5 сентября два "шмитта" отбомбились по станции Монтеорне, два других - по вокзалам в Марле и Гюйсе. Запись в боевом журнале группы от 6 сентября сообщает о массированном налете 15 аппаратов из состава PS. 127 и PS.128 на железнодорожный узел Фреснуа. Однако в дальнейшем "шмитты" все реже появлялись над вражеской территорией.

24 сентября 11 "сопвичей" и семь "шмиттов" бомбили Камбрэ, а 11 октября - депо в Кателе. 15 и 16-го числа целями для восьми машин из эскадрильи PS.127 снова стал Фреснуа и депо в Боэне. 17 октября семь "шмиттов" сбросили бомбы на вокзалы в Кателе и Рамикуре. 20-го шесть машин ходили на Монт-д'Ориньи, чтобы вывести из строя цементные заводы. Этот вылет стал последней крупной операцией бомбардировщиков Поля Шмитта. Многие причины, среди которых моральное старение, физический износ, а также поступление более новых машин, побудили командование вывести их с фронта.

К этому времени немецкая истребительная авиация и зенитная артиллерия стали представлять угрозу для тихоходных и маловысотных аппаратов Шмитта даже ночью. Да и в самом начале своей короткой карьеры Sen 7В.2 не оправдал ожиданий. В частности его реальная бомбовая нагрузка едва дотягивала до 150 кг - даже минимальное превышение этого показателя отрицательно сказывалось на управляемости. Согласно рапортам, самолет "плохо маневрировал в воздухе" при заходе на бомбометание. Уязвимость машин от атак истребителей заставляла брать на борт пулеметы с большим запасом патронов, весившие почти столько же, сколько и бомбы. Поэтому бомбардировщики обычно не рисковали далеко углубляться за линию фронта - командование группы шло на это только по приказам Генерального штаба.

Эксплуатация "Шмитта" в полевых условиях также вызывала проблемы. В иные месяцы в группе четырехэскадрильного состава удавалось поддерживать в летном состоянии чуть более десятка машин: Sch 7В.2 слыл ненадежным аппаратом. Поэтому ни летчики, ни механики не испытывали ни малейшего сожаления, когда к концу 1917 года самолетный парк группы GB.3 полностью сменился на "Бреге" и "Сопвичи".

Несмотря на серьезные недостатки, "Поль Шмитт" сослужил службу "Армэ дель Эр" - позволив перевести дух, дав время на перевооружение и став переходным типом ближнего бомбардировщика. А его основного преемника "Бреге-14" во Франции нарекли "Самолетом победы".

По окончании мировой войны предприятие Поля Шмитта прекратило свое существование, не выдержав конкуренции с более крупными и богатыми авиафирмами. И теперь о нем напоминают лишь пожелтевшие страницы старинных газет, да короткие скупые заметки в авиационных справочниках.

 



 ЛТХ:
Модификация   PS.7В2
Размах крыла, м   17.65
Длина, м   9.60
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   72.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1295
  нормальная взлетная   2100
Тип двигателя   1 ПД Renault
Мощность, л.с.   1 х 200
Максимальная скорость , км/ч   125
Крейсерская скорость , км/ч   107
Продолжительность полета, ч   3.10
Скороподъемность, м/мин   96
Практический потолок, м   4300
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один турельный 7.7-мм пулемет Lewis
  150 (фактически не более 90) кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Schmitt PS.7"
  Фотографии:

 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2
 PS.7 B2 (c) aviafrance.com
 PS.7/4 B2
 PS.7/4 B2
 Пилот и наблюдатель на PS.7 B2

 Схемы:

  PS.7B2  (c)  Вячеслав Кондратьев

  Варианты окраски:

  PS.7B2 авиагруппы GB.3  (c)  Вячеслав Кондратьев
  Учебный PS.7/4 B2  (c)  Вячеслав Кондратьев

 



 

Список источников:

АвиаПарк 2008-03. Сергей Иванников. "Шмитт", но не "Мессер"
Вячеслав Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Schmitt PS-7
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Le Fana de l'Aviation 2020-07. David Mechin. Paul Schmitt (1880-1938) : Un pionnier de l’aviation
Le Fana de l'Aviation 2017-07. Michel Benichou. Un avion tres redoutable
Pilots and Planes of the First Air War
L+K 1993-20. Jiri Hornat. Paul Schmitt 7 a 7/4


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: