Уголок неба ¦ Sopwith Baby

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Baby
       
Разработчик: Sopwith
Страна: Великобритания
Первый полет: 1915
Тип: Легкий вспомогательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Существенным различием между Sopwith Schneider и его дальнейшим развитием Sopwith Baby (компания Sopwith построила сто "бэби", получивших номера с 8118 по 8217) были из числа тех, которые хорошо различимы на глаз: установка более мощного двигателя (110-сильного или 130-сильного Clerget) и размещение его в капоте, который сильно отличался от первоначального. Данный капот имел открытую переднюю часть и его форма в виде спереди напоминала перевернутую литеру "U". Хотя вооружение "бэби" было разнообразным, наиболее интересным новшеством была установка на ряде машин синхронизированного пулемета Lewis, стрелявшего над только что описанным капотом. Пулемет устанавливался либо на центральной линии самолета, и его задняя часть проходила сквозь лобовое стекло, либо был смещен вправо. Были также случаи, когда пулемет Lewis устанавливался на правой стороне фюзеляжа или крепился к левым центропланным стойкам под углом к линии полета в 45 градусов.

Нельзя быть уверенным, что состоялись встречи между Томасом Октавом Сопвичем и полковником Айзеком Ньютоном Льюисом (Col Isaac Newton Lewis), но следует сказать, что полковник Льюис и Джеффри Де Хэвилленд общались между собой. В любом случае этот вопрос не имеет большого значения. Пулеметы Lewis первоначально изготавливались в Бельгии, и затем в Великобритании они были адаптированы компанией Birmingham Small Arms (BSA) для использования на самолетах. Данные пулеметы были продемонстрированы в ноябре 1913 года в Бисли, графство Суррей, всего в нескольких милях от Кингстона, где был расположен завод компании Sopwith. Официальный интерес со стороны британских авиационных служб к пулеметам данного типа возник сразу же после начала войны.

Пулемет Lewis был замечательным оружием для размещения на шворневых и поворотных кольцевых установках (как в случае многоцелевого биплана Sopwith 1½-Strutter), но оказался непригодным в качестве синхронизированного. Хотя румынский инженер и изобретатель Георгие Константинеску разработан несколько типов синхронизаторов, он также столкнутся с серьезными трудностями при работе с пулеметом Lewis.

Данные трудности были связаны с принципом работы пулемета. Запирание канала ствола производилось поворотом затвора, боевые упоры которого входили в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществлялся криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы. Ударный механизм ударникового типа был закреплён на стойке затворной рамы. Стрельба велась только с "открытого затвора" под воздействием возвратной пружины.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, разработанные Скраффом и Хазелтоном (Hazelton) механические устройства (Мартинсайд [Martinsyde] разработал электрическое устройство, которое также использовалось на пулеметах Vickers) были установлены на поплавковых гидросамолетах Sopwith Baby, включая как варианты, изготовленные компаниями Blackburn, Fairey и Parnall, так и машины, построенные на их базе. На некоторых построенных компанией Blackburn машинах (и возможно на ряде других гидросамолетов с синхронизированными пулеметами Lewis) рукоятка пулемета была использована в качестве предохранительной подушки (т.е. для защиты пилота). Если пулемет Lewis был синхронизирован, то огонь из него велся с помощью ручки затыльника, а не посредством пистолетной рукоятки, как на шворневых и поворотных кольцевых установках.

Также как и "шнейдеры", "бэби" выполняли множество различных боевых задач, среди которых была и охота за подводными лодками противника с помощью двух 65-фунтовых (29,5 кг) бомб ("шнейдер" мог нести только одну бомбу), подвешивавшихся тандемом под фюзеляжем. Однако если гидросамолет был вооружен синхронизированным пулеметом Lewis (вес пулемета и боезапаса составляли 55 фунтов [25 кг]), то под фюзеляжем машина несла только одну 65-фунтовую бомбу. Хотя никаких подтверждений нет, но вполне возможно, что "бэби" мог нести одну 100-фунтовую (45 кг) бомбу разработки Королевской лаборатории (100 lb H.E.R.L. bomb). Вполне возможно, что эту бомбу "бэби" нес в экспериментальных целях. На фотографиях тех лет сложно различить 65-фунтовую и 100-фунтовую бомбы, поскольку они имели одинаковую длину (обе эти бомбы имели тонкий корпус и обычно использовались против подводных лодок). Еще одним вариантом боевой нагрузки были четыре 20-фунтовые (9,1 кг) бомбы.

Один из запечатленных вариантов вооружения включал в себя установку на межкрыльевых стойках ракет Le Prieur (или, возможно, Brock Immediate), а у одной серии гидросамолетов "бэби", изготовленной компанией Blackburn, вооружение состояло исключительно из однофунтовых бомб Ranken Dart. Эти фугасные миниатюрные бомбы, разработанные в 1915 году, предназначались для уничтожения дирижаблей противника.

С более тяжелыми вариантами боевой нагрузки, в состав которых в качестве вспомогательного оборудования входили морской якорь, клетка с голубями и аварийный запас продовольствия, и с полной заправкой топлива мощности 130-сильного двигателя Clerget начинало недоставать, и компаниями Blackburn и Fairey были разработаны специальные модификации, обладавшие несущими поверхностями с повышенной подъемной силой.

Между тем ряд достижений гидросамолетов Sopwith Baby заслуживает отдельного упоминания. В территориальных водах и на Востоке эти небольшие гидросамолеты выполняли те же боевые задачи, что и их предшественники "шнейдеры" и также были использованы в операциях по применению ранних палубной авиации. Так, например, 25 марта 1916 года два "бэби" на борту гидроавиатранспорта "Виндекс" (HMS Vindex) были доставлены в район рифа Хорнс (Horns Reef). Несмотря на то, что один самолет к большому сожалению был потерян, задача была выполнена: база "цеппелинов" была обнаружена в Тондерне (Tondern, ныне Тённер [Tønder]; изначально предполагалось, что база дирижаблей в Хойере [Hoyer]). Затем 4 мая 1916 года не менее одиннадцати "бэби" на борту "Виндекса" и "Энгадина" были доставлены к расположенному у датского побережья немецкому острову Зюльт. Однако у четырех машин были поломаны винты, один гидросамолет был опрокинут кильватерным следом эсминца и еще у трех отказали двигатели. Из оставшихся трех один "бэби" разбился после удара об радиоантенну эсминца, еще один возвратился из-за проблем с двигателем и лишь последний достиг Тондерна. Но, к сожалению, две его 65-фунтовые (29,5 кг) бомбы не попали в цель.

С "Кампаньи" (как и в случае с "шнейдером" Уэлша) взлеты выполнялись с помощью колесных тележек. Когда этот гидроавиатранспорт вышел в море для участия в ютландском сражении (31 мая - 1 июня 1916 года), его авиагруппа включала в свой состав три "бэби" и четыре "шнейдера"; на борту "Энгадина" были два "бэби". Для поддержки истребителей наземного базирования 24 июня 1916 года с "Виндекса" четыре "бэби" были переведены в Дюнкерк; спустя почти год (май 1917 года) они были дополнены еще девятью, а спустя два месяца "бэби" были заменены истребителями Sopwith Pup.

Бомбардировочные налеты гидросамолетов Sopwith Baby, действовавших в районе Средиземноморья как с береговых станций, так и с гидроавиатранспорта "Бен-Май-Шри", были довольно частыми. Так, например, 27 декабря 1916 года три "бэби" с этого знаменитого корабля атаковали железнодорожный мост Чикальдир, а в феврале следующего года шесть "бэби" были выделены для действий с расположенной в Отранто базы гидросамолетов. В Эгейском море три "бэби" действовали с базы Тасос (Thasos) в качестве истребителей, а уже в ноябре 1917 года (таков был технический и оперативный прогресс!) действовавший на востоке гидроавиатранспорт "Импресс" (HMS Empress) нес не только четыре гидросамолета Sopwith Baby, но и недавно поступившие на вооружение Fairey Hamble Baby (данный факт обращает внимание на разработке и производстве вариантов "бэби" другими компаниями).

В целях расширения производства и расширения возможностей морской авиации к производству гидросамолетов Sopwith Baby были подключены компании Blackburn Aeroplane & Motor Co (Blackburn) и Fairey Aviation Co (Fairey). Несколько гидросамолетов компании Blackburn уже принимали участие в ряде описанных выше операций, включая патрулирование истребителей в Дюнкерке. 20 января 1918 года два базировавшихся в Имбросе (Imbros) гидросамолета Baby производства компании Blackburn безуспешно попытались бомбить линейный крейсер "Гебен".

Что касается производства гидросамолетов "Бэби" компанией Blackburn, то Э. Дж. Джексон (A. J. Jackson) так написал об этом в свой книге "Blackburn Aircraft since 1909": "Гидросамолеты Blackburn Baby (так их называли) были изготовлены на заводе Олимпия (Olympia Works), Лидс. Начиная с прототипа (номер N300) все последующие 70 машин были оснащены 110-сильными двигателями Clerget. Десять из них (номера N1030-N1039) были оснащены экспериментальными несущими поверхностями с модифицированным профилем. Позднее обоим субподрядчикам было поручено произвести изменение конструкции для установки 130-сильного двигателя Clerget, после чего компания изготовила 115 гидросамолетов с такими двигателями. Эти гидросамолеты были выпущены двумя производственными сериями, первая из которых (номера N1410-N1449) была вооружена однофунтовыми противодирижабельными бомбами Ranken Dart".

Также следует сказать, что RNAS и компании Sopwith [2] и Bentley совместно работали над совершенствованием базовой конструкции, и N1410 и следовавшие за ним машины должны были оснащаться двигателями Bentley A.R.I (первоначально назывались Admiralty Rotary). Однако, к сожалению, двигатели данного типа на тот момент не были в наличии. В общей сложности компанией Blackburn были изготовлены 186 гидросамолетов Baby (номера N300, N1010-N1039, N1060-N1069, N1100-N1129, N1410-N1449 и N2060-N2134).

В чисто техническом смысле усилия компании Fairey были в целом более амбициозными, и имеет смысл рассказать о гидросамолете Fairey Hamble Baby - будучи совершенно новым самолетом, данная машина имела больше оснований для переименования, чем Blackburn Baby - в книге, посвященной самолетам компании Sopwith (также следует добавить, что Том Сипвич хорошо знал Хэмбла и также был заядлым яхтсменом как Ричард Фейри).

Явным новшеством, реализованным в конструкции Hamble Baby (50 машин) было использование запатентованного Ричардом Фейри устройства изменения кривизны профиля крыла. Первым самолетом, на котором данное устройство было установлено, был Sopwith Baby (No.8134). Кроме того, серийные машины отличались новыми поплавками и вертикальным оперением характерной для компании Fairey формы. Эта последняя особенность сильно контрастирует с новыми округлыми законцовками крыльев и горизонтального оперения.

Компания Parnall также изготавливала гидросамолеты Hamble Baby и их вариант с колесным шасси и вертикальным оперением, как у Sopwith Baby. Еще одним развитием конструкции Sopwith Baby был Port Victoria P.V.1, крылья которого имели большее относительное удлинение и вынос верхнего крыла.

Как уже было отмечено, компания Sopwith самостоятельно изготовила первую партию гидросамолетов Baby из ста машин (номера 8118-8217); самолеты данной серии были поставлены с сентября 1915 года по июль 1916 года. Первые пять из них были нестандартными и сохранили 100-сильные двигатели Gnôme Monosoupape, которыми оснащались гидросамолеты Sopwith Schneider, тогда как остальные машины серии оснащались 110-сильными двигателями Clerget. Два гидросамолета с номерами 8128 и 8129 были поставлены Франции, десять построенных компанией Blackburn машин были поставлены авиационной службе норвежского флота, а в Канаду для действий с кораблей Королевского флота Канады были отправлены гидросамолеты с номерами 8125, 8197, 8204 и 8209.





 ЛТХ:
Модификация   Baby
Размах крыла, м   7.80
Длина, м   7.00
Высота, м   3.00
Площадь крыла, м2   21.90
Масса, кг  
  пустого самолета   556
  нормальная взлетная   780
Тип двигателя   1 ПД Clerget
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость , км/ч   161
Крейсерская скорость , км/ч   142
Практическая дальность, км   480
Скороподъемность, м/мин   106
Практический потолок, м   2315
Экипаж, чел   1
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Vickers


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Sopwith Baby
 Sopwith Baby
 Прототип Sopwith Baby
 Один из первых Sopwith Baby на испытаниях
 Один из первых Sopwith Baby на испытаниях
 Один из первых Sopwith Baby на испытаниях
 Sopwith Baby
 Sopwith Baby
 Sopwith Baby
 Sopwith Baby
 Sopwith Baby с 30(29,5)-кг бомбой под фюзеляежем
 Японский Sopwith Baby в роли поплавкового истребителя
 Sopwith Baby
 Sopwith Baby вооруженный передним пулеметом Lewis
 Sopwith Baby вооруженный передним пулеметом Lewis
 Sopwith Baby с ракетами Le Prieur
 Норвежский колесный вариант Sopwith Baby
 Захваченный немцами Baby
 Погрузка Sopwith Baby на борт судна
 Итальянский Baby построенный фирмой Ansaldo с мотором Le Rhone 9J
 Sopwith Baby
 Две 30(29,5)-кг бомбы под фюзеляежем Baby

  Схемы:

 

  Варианты окраски:

 Sopwith Baby
 Sopwith Baby
 Ansaldo (Sopwith) Baby
 Колесный Baby ВВС Норвегии  (c) Bob Pearson

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Sopwith Baby
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия

Pilots and Planes of the First Air War
Putnam. H.F. King. Sopwith Aircraft 1912-1920
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft of the 1914-1918 War
Iwm.org.uk. Sopwith Baby single-seat scout and bomber seaplane
Windsock 60. J. M. Bruce. Sopwith Baby
HPM 1993-05. Ivan Visek. O letadle Sopwith zvanem Schneider a nejen o nem


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: