После ввода в эксплуатацию амфибийной летающей лодки "Swan", созданной по
спецификации 21/22, фирма Supermarine получила заказ на проектирование
модернизированного варианта. Согласно спецификации 18/24, выданной зимой 1925
года, новый самолёт должен был иметь только военные функции, включавшие
патрулирование и дальнюю морскую разведку.
Поскольку никаких радикальных изменений в конструкцию "Swan" вносить не
требовалось, Министерство Авиации подписало контракт на сборку прототипа прямо с
чертежной доски. На проведение проектных работ, которые велись под руководством
известного конструктора Р.Дж.Митчелла ((R.J.
Mitchell)), потребовалось всего несколько месяцев и
уже 10-го марта 1925 года опытный образец летающей лодки, названной "Southampton",
совершил свой первый полёт. Это был цельнодеревяный двухстоечный биплан с трехкилевым оперением. Двухреданый фюзеляжем, внутри которого была предусмотрена
подвеска гамаков и небольшой камбуз, обшивался алюминиевыми пластинами. Бипланная коробка крыльев, имевших полотняную обшивку усиливалась расчалками, а
под нижним крылом устанавливались поплавки. Экипаж состоял из пяти человек: два
пилота, бомбардир и два стрелка. В "перегрузочном" варианте летающая лодка могла
брать на борт до 12 человек.
Силовая установка включала два двигателя Napier "Lion" V, установленных на
подкосах между крыльями. Топливные баки, общим объёмом 2270 литров,
монтировались под верхним крылом. Стрелковое вооружение состояло из трех 7,71-мм
пулеметов Lewis, которые монтировались на передней и задней турели. Кроме того,
в бортах были сделаны вырезы под шкворневые пулеметы. Бомбовая нагрузка,
включавшая несколько легких бомб или две 18-дюймовые торпеды, не превышала 1100
фунтов (499 кг).
Испытания прототипа "Southampton" Mk.I продолжались около месяца, но не
дожидаясь из окончания Министерство Авиации подписало контракт на поставку
серийных самолётов, который был выполнен в течении 1925-1927 гг. Летом первые
образца "Southampton" были приняты RAF, а с августа они поступили в эксплуатацию
в состав No.480 (Coastal Reconnaissance) Flight, который дислоцировался в Кэлшоте. На начальном этапе своей карьеры "Southampton" запомнились серией
дальних перелетов. Например, в начале 1927 года несколько летающих лодок
облетели вокруг Шотландии, а в августе-сентябре группа их пяти "Southampton"
посетила 37 городов Великобритании, где они были хорошо встречены высшим
руководством королевства. Наиболее значительным стал перелёт из Великобритании
на Дальний Восток, совершенный на рубеже 1927-1928 гг. Стартовав из Феликстоу
летающие лодки прошли над Средиземным морем и через Ближний Восток направились к
Индии и Сингапуру, преодолев в общей сложности 43500 км. Производство "Southampton"
Mk.I завершилось после постройки 23 самолётов.
Тем временем фирма Supremarine представила модификацию "Southampton" Mk.II,
отличавшейся цельнометаллической конструкцией. Это позволило не только снизить
общий вес конструкции на 409 кг, но и избавиться от 181 кг воды, который
впитывал деревянный корпус. В зарубежных источниках указывается, что дальность
полёта увеличилась на 320 км. Всего было построено 39 самолётов, которые
оснащались улучшенными двигателями Napier "Lion" Va.
Параллельно производилась модернизацию серийных "Southampton" Mk.I. Так, в
течении 1929 года, 24 самолёта получили корпуса из дюралюминия. Также можно
встретить упоминание о самолётах модификации "Southampton" Mk.III смешанной
конструкции (деревянный фюзеляж и металлические крылья). Эти самолёты получили
усиленное вооружение, в виде дополнительной пулеметной турели за крылом, и
двигатели Bristol "Jupiter" IX. В единичных экземплярах остались прототипы
летающих лодок с радиальными двигателями Armstron-Siddley "Juguar" и Rolls-Royce
"F" (будущий "Kestrel").
Помимо прочего, был также построен трехмоторный вариант, известный под
обозначением "Southampton" Mk.X. Опытный образец с номером N252 являлся скорее
экспериментальной машиной и постоянно претерпевал различные изменения, связанные
с силовой установкой. В течении 1930 года на нём были сначала установлены
двигатели Armstron-Siddley "Panther" (490 л.с.), которые затем заменили на Bristol
"Jupiter" (595 л.с.), но в конечном итоге вновь остановились на Armstron-Siddley
"Panther" IIA (520 л.с.).
В течении 1925-1938 гг. летающие лодки "Southampton" находились на вооружении
шести эскадронов RAF:
- No.201 Squadron - сформирован 1-го января 1929 года на основе No.480 Flight, был
оснащен "Southampton" до апреля 1936 года, перевооружен на Saro "London";
- No.202 Squadron - с 1929-го до конца 1938 года, перевооружен на Short "Singapoore"
Mk.III;
- No.204 Squadron - с февраля 1929-го по август 1935-го гг., базировался на
Средиземном и Балтийском морях, перевооружен на Supermarine "Scapa";
- No.205 Squadron - сформирован на основе No.441 Flight возвращенного с Дальнего
Востока, летал на "Southampton" с января 1929-го по апрель 1935-го гг.,
перевооружен Short "Singapoore";
- No.210 Squadron - с марта 1931 по 1935-й год, действовал с базы в Пемброке,
перевооружен на Short "Rangoon".
Как нетрудно догадаться, в составе RAF летающие лодки "Southampton"
патрулировали побережье метрополии и были полностью выведены из эксплуатации к
началу 2-й Мировой войны. Списанные самолёты ещё несколько лет являлись
наглядными пособиями и в годы войны были отправлены на слом. Помимо военного
использования один "Southampton" в 1929 году был продан компании Imperial
Airways. В её составе он получил регистрационный код G-AASH и некоторое время
использовался на авиалинии Генуя-Александрия, заменив собой разбившийся Short "Calcutta".
В других странах, не столь избалованных новейшей техникой, использование этих
самолётов продолжалось несколько дольше.
В рамках военной помощи доминионам два "Southampton" Mk.I летом 1928 года были
переданы Австралии. Это были не новые самолёты - ранее они носили номера S1158 и
S1159 и служили в составе RAF. Летающие лодки вошли в состав берегового
разведывательного подразделения (1 Coastal Reconnaissance Flight) и получили
новые военные регистрационные номера А11-1 и А11-2. Предполагалось, что два
австралийских самолёта будет взаимодействовать с четырьмя британскими "Southampton"
Mk.II, принадлежавшими Far East Flight, но на практике это "сотрудничество"
оказалось недолгим. В составе первой линии австралийских ВВС служба "Southampton"
Mk.I продолжалась до 1938 года включительно. Благодаря металлической конструкции
самолёт с номером А11-2 направили в состав 1-й тренировочный эскадрон
гидросамолётов (No.1 Flying Training School's Seaplane Squadron), где он
использовался для тренировок парашютистов. Более длительная служба была уготована "Southampton" в составе авиации Турции. В
то время как морская авиация Великобритании уже созрела для замены устаревших
летающих лодок на более современные патрульные бомбардировщики, турецкие
представители искали подходящий патрульный гидросамолёт для своей страны. Им и
были предложены самолёты фирмы Supermarine, которые все равно были бы выведены
из частей первой линии в ближайшие годы, но при этом обладали неплохой
продолжительностю полёта. В 1933 году был оформлен контракт на поставку 6
летающих лодок (серийные номера 1661-1663 и 4137-4139), ранее служивших
британским силам. Несмотря на относительную "изношенность" век турецких "Southamton" оказался наиболее продолжительным. Из них сформировали 31-ю морскую
патрульно-бомбардировочную эскадрилью (31 Pz.Ty.BombBl.) базировавшуюся в
Измире. Британские летающие лодки благополучно прослужили до 1943 года и были
сняты с вооружения только тогда, когда им на смену прибыли тяжелые многоцелевые
истребители Bristol "Beaufighter", кстати тоже далеко не новые. Единственный "Southampton" приобретенный японской закупочной комиссией,
предназначался для прохождения испытаний в интересах флота. После завершения
тестов японцы сделали вывод, что более положительными лётными характеристиками
обладают летающие лодки фирмы Short, что было не удивительно, учитывая её
намного больший опыт. Оставшийся "ненужным" для военных целей самолёт был
переделан, получив 18-местный пассажирский самолёт. Демилитаризованная летающая
локда использовалась вдальнейшем как военно-транспортной авиацией, так и в
составе авиакомпании Nippon Kokuyuso Kenkyujo. Самыми долгоживущими оказались летающие лодки проданные в 1929 году Аргентине.
Всего было поставлено восемь (по другим данным - шесть) "Southampton" двух
модификаций - пять с деревянной конструкцией и три с металлической.
Первоначально на них планировали установить двигатели Bristol "Neptune", но
впоследствии это решение изменили в пользу менее мощных и более надежных
Lorraine-Dietrich 12E (450 л.с.). Более 16 лет они служили в качестве
патрульных, связных и тренировочных самолётов. Кроме того, одна из летающих
лодок в 1931 году использовался в качестве VIP-транспорта во время тура членов
королевский семьи Великобритании по странам Южной Америки. Несмотря на
архаичность конструкции и более чем скромные лётные данные последние
аргентинские "Southampton" были списаны только в 1948 году!
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Southampton Mk I |
Размах крыла, м |
22.86 |
Длина, м |
15.58 |
Высота, м |
6.82 |
Площадь крыла, м2 |
134.61 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4082 |
нормальная взлетная |
6895 |
Тип двигателя |
2 ПД Napier Lion VA |
Мощность, л.с. |
2 х 500 |
Максимальная скорость , км/ч |
174 |
Крейсерская скорость , км/ч |
148 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Практический потолок, м |
4265 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
три 7,7-мм пулемета Lewis до 454 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|