С целью замены разведчиков-бипланов более скоростными машинами Главное управление авиационной промышленности и Управление Военно-Воздушных Сил объявили конкурс на новый самолет такого назначения. Одним из первых в конкурс включился конструкторский коллектив С.А.Кочеригина и в короткий срок создал опытный скоростной самолет-разведчик, который можно было применять и как двухместный истребитель и как легкий бомбардировщик. Самолет проектировался под двигатель воздушного охлаждения в 780 л. с. с трехлопастным винтом изменяемого в полете шага. Это самолет получил обозначение СР (скоростной разведчик, Р-9,
ЦКБ-27) .
Самолет был задуман как многоцелевой скоростной разведчик, двухместный
истребитель и легкий бомбардировщик. По сравнению с ХАИ-ВВ этот самолет представлял собой значительный шаг вперед с точки зрения внешней аэродинамики, конструкции планера, летно-тактических данных. Выполненный по схеме свободнонесущего среднеплана самолет СР оснащался мощным, легким, экономичным и более надежным в боевых условиях двигателем воздушного охлаждения Гном-Рон "Мистраль-Мажор" 14Krsd с номинальной мощностью на расчетной высоте 780-800 л. с., серийное производство которого под обозначением М-85 развертывалось на одном из моторных заводов. Цилиндры двигателя закрывались капотом НАКА, аэродинамически более эффективным, чем кольцо Тауненда. Самолет имел ставшую классической для разведчиков "продольную" компоновку фюзеляжа с бомбоотсеком под лонжеронами крыла, обеспечивавшим внутреннюю подвеску 400 кг бомб. Однако среднее положение крыла и наличие бомбоотсека под крылом определили смещение почти к самому хвосту фюзеляжа кабины летнаба, оснащенной специальным оборудованием и подвижным пулеметом ШКАС на шкворневой установке, в полете находившимся в кабине и только в случае воздушного нападения выставлявшимся в поток.
Самолет имел смешанную конструкцию: деревянный монококовый фюзеляж и
металлическое крыло, оборудованное посадочными щитками типа Цап. Для продольной
балансировки самолета СР впервые использовались не управляемый стабилизатор, а
триммеры на рулях высоты. Шасси убиралось от бортовой пневматической системы, и
чтобы убрать или выпустить шасси летчик должен был выполнить пять - семь
операций, но после разработки многоходового крана число операций по уборке -
выпуску шасси удалось сократить до одной. Обшивка элеронов и рулей - полотно.
Самолет был построен в трех экземплярах в 1935-1936 гг. ЦКБ-27 вышел на летные
испытания в НИИ ВВС летом 1935 года и показал невиданную для разведчика скорость
с убранным шасси в 460 км/ч. Однако конструкция убирающегося шасси самолета
оказалась недоведенной. В полетах случались отказы или неполная уборка шасси,
при которой искажалась нижняя поверхность крыла и фюзеляжа. Срочная доработка,
выполненная в процессе испытаний, не привела к желаемым результатам.
Кочеригин принял решение выпустить самолет с неубирающимся шасси. Стремление
конструктора любой ценой довести разведчик до серийного производства заставило
пойти на компромисс, в итоге погубивший машину. Новый вариант - Р-9 имел
жесткое, неубираемое шасси в обтекателях - "калошах", давшее гораздо большее
сопротивление. К тому же центроплан пронизывал фюзеляж насквозь и этим
ограничивал по высоте бомбовый отсек, что негативно сказалось на размещении
бомбовой нагрузки.
Испытания Р-9 начались в 1936 году. Модифицированный самолет с серийным мотором
М-85 имел вместо шкворневой экранированную турельную установку с подвижным
пулеметом ШКАС в кабине летнаба. В полете максимальная скорость самолета с
неубирающимся шасси уменьшилась до 447 км/ч, что, однако, считалось вполне
приемлемым. Но устранить выявленную еще на ЦКБ-27 неустойчивость относительно
всех трех осей и сложность управления самолетом не удалось. В итоге полный цикл
испытаний провести не смогли, а начатое серийное производство самолета Р-9 на
заводе No. 1 прекратили
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
СР |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
9.90 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
24.15 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1678 |
нормальная взлетная |
2649 |
Тип двигателя |
1 ПД М-85 |
Мощность, л.с. |
1 х 780 |
Максимальная скорость, км/ч |
460 |
Крейсерская скорость, км/ч |
380 |
Практическая дальность, км |
840 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
633 |
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Вооружение: |
один турельный подвижный 7.62-мм пулемет ШКАС и два крыльевых несинхронных 7.62-мм пулеметов ШКАС
до 400 кг бомб на внутренней подвеске в фюзеляже |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|