Уголок неба ¦ Tellier 200

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная летающие лодки летающие лодки 1900-1935 года
   Tellier 200
       
Разработчик: Tellier
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Многоцелевая летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Французский фабрикант Альфонс Телье (Alphonse Tellier) с 1909 года занимался производством поплавков и корпусов летающих лодок для других французских фирм. С 1914 года его продукцию закупали ВМС Франции.

Зная о потребности флота в крупной летающей лодке, Телье предложил 2-3 местный аппарат своей конструкции. Летающая лодка была построена вокруг двигателя Испано-Сюиза 8BA в 200 л.с. и обозначалась Tellier 200 ch Hispano-Suiza или упрощенно Tellier 200 ch . (Tellier 200 л.с). Чуть позднее она получили еще одно обозначение Tellier T.2.

Прототип лодки впервые поднялся в воздух с акватории Сены в июне 1916 года. Ее пилотировал сержант Дьюк, инженер фирмы Расин Картье и механик компании Испано-Сюиза. После первого этапа испытаний, летающую лодку разобрали и в октябре 1916 года отправили в Сен-Рафаэль для более тщательного анализа боевых возможностей.

Характерно, что заказ на летающую лодку Телье был выдан еще до начала испытаний прототипа. Заказчиком выступила C.E.P.A. (Commission d'Etudes Pratiques d'Aéronautique - Комиссия по практическим исследованиям в области аэронавтики), в начале ноября 1916 года оплатившая 10 экземпляров летающей лодки. Первые же испытания оказались на столько многообещающими, что до конца 1917 года был размещен заказ на 300 самолетов двумя партиями по 100 и 200 машин. Серийные машины во избежании путаницы обозначили как Tellier T.3.

Это количество значительно превышало производственные возможности компании Телье, поэтому для первой партии летающих лодок бипланная коробка собиралась на заводах Вуазена. Для производства фюзеляжей был построен новый завод в Аржентее, на берегу Сены, принадлежавший известном французскому промышленнику и летчику Эмилю Дубонне. В качестве субподрядчиков привлекалась компания Cycles Alcyon, специализировавшаяся на сборочных конструкциях из металлических труб.

Первые поставки флоту серийных лодок были реализованы в марте 1917 года. Французская база гидроавиации на острове Корфу (Греция) стала первым боевым подразделением, получившим на вооружение этот новый гидросамолет.

В целом, хорошо принятые экипажами, Tellier 200 л.с., тем не менее, не являлся самолетом первой линии, и, соответственно, его производство не было приоритетным. Снабжение производственных линий, занятых на летающих лодках, осуществлялось по остаточному принципу, что, естественно, сказывалось на темпах выпуска. Фронту были нужны прежде всего истребители и бомбардировщики.

Для увеличения темпов выпуска летающих лодок лицензия на их производство была продана Арсеналу в Шербуре и фирме Шантре д’Аль-Адур. Общий объем выпуска летающих лодок Tellier 200 л.с., согласно найденным документам составило 174 экземпляра, из которых 110 летающих лодок были приняты в 1918 году.

Конструкция самолета была обычной для того времени. Материалы - дерево и полотно. Лодка однореданная, слабокилевая. Задняя часть фюзеляжа имела довольно тонкое трапециевидное сечение. Поэтому для обеспечения необходимой жесткости и прочности, между крылом и оперением устанавливалась дополнительная стойка, поддерживающая систему растяжек. Стабилизатор устанавливался на стойках, на которые навешивались рули поворота, установленные один за другим. Для обеспечения поворота переднего руля в стабилизаторе делался вырез. Двигатель 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рядный, V-образный "Испано-Сюиза" HS-8BA (200 л. с.). Обычно самолеты вооружались двумя пулеметами Льюис, Гочкисс или Кольт-Браунинг на турели у стрелка и парой 52-кг глубинных бомб тип F, снаряженных 35 кг мелинита.

Впрочем, атака подводных лодок того времени при помощи бомб при отсутствии адекватных бомбовых прицелов представлялась не оптимальной, поэтому уже на стадии проектирования летающей лодки Телье активно прорабатывался вопрос вооружения ее крупнокалиберной пушкой. Подводные лодки времен 1-й Мировой большую часть боевых походов проводили в надводном положении, будучи скорее "ныряющими", чем подводными, время нахождения под водой было небольшим, поэтому идея их атаки из пушки была вполне здравой.

Французская морская авиация еще в 1916 году пыталась использовать артиллерийские орудия на самолетах для борьбы с немецкими субмаринами. На летающих лодках Donnet-Denhaut и FBA в качестве эксперимента устанавливались 37-мм пушки "Tube Canon" Mle.1902. Но 37 мм калибр оказался слабоват для серьезного повреждения подводной лодки, поэтому Альфонс Телье предложил установить на свою летающую лодку пушку помощнее, взяв за базу 40-калиберную 47-мм Гочкисс Mle.1885, стрелявшую 2.5-фунтовыми снарядами. Пушечные лодки часто обозначали как Tellier 200 ch canon или Tellier T.6.

Переработкой морской 47-мм пушки для авиации занимался известный французский изобретатель-оружейник лейтенант Ив Ле-Прие. Базовым отличием авиапушки от прототипа явилось добавление массивного тормоза отката, кинематически соединенного с затвором, благодаря чему пушка стала полуавтоматической, что несколько упростило ее использование экипажем самолета и увеличило скорострельность.

Несколько 47-мм пушек Гочкисса было успешно испытано с борта бипланов Вуазен, после чего ее начали серийно устанавливать на летающие лодки Телье на носовой подвижной турели. Точное количество пушечных Телье вряд ли возможно оценить точно, но по всей вероятности их было немало. В сентябре 1918 года рассматривался вопрос установки на летающие лодки Телье и 75-мм орудия Канэ, но конец войны поставил крест на этом проекте.

Инструкции предписывали начинать атаку из пушек с высоты 600 метров и дистанции до цели до 3 тыс. метров. Подробности боевого применения, правда, не сохранились.

Летающие лодки Tellier 200 л.с. к осени 1918 года активно использовались в Центре морской авиации в Аяччо и Арзеве в Алжире Байонне, Бизерте и Суссе (Тунис), Бресте-Камаре, Се, Шербуре, Корфу и Платеали (Греция), Ла-Паллице, Ла-Пензе, Лорьяне, Марсале (Сицилия), Сен-Рафаэле, Тулоне и Трегье, а также в американском центре Круазик. После войны лодки Телье использовались в летных школах Берра и Уртина, по крайней мере, до 1922 года.

К осени 1917 года лицензию на производство летающих лодок Tellier 200 л.с. купило временное правительство России, одновременно с закупкой шести готовых экземпляров. Однако, последовавшая вскоре Октябрьская революция поставила крест на этом контракте, оставшемся не выполненным. Две летающие лодки купила Великобритания, которые использовались в конце войны в Бельгии.



 ЛТХ:
Модификация   Tellier 200
Размах крыла, м   15.59
Длина, м   11.83
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   47.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1150
  нормальная взлетная   1796
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 8Ba
Мощность, л.с.   1 х 200
Максимальная скорость , км/ч   135
Крейсерская скорость , км/ч   117
Практическая дальность, км   700
Скороподъемность, м/мин   154
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два турельных 7.7-мм пулеметов Lewis или
  одна 47-мм пушка
Hotchkiss


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200 с 47-мм пушкой Hotchkiss
 Tellier 200 с 47-мм пушкой Hotchkiss
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200 с 47-мм пушкой Hotchkiss
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200 с легкими бомбами
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200
 Tellier 200

  Схемы

 Tellier 200
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Tellier 200  РККА
 Tellier 200 с 47-мм пушкой Hotchkiss ВМС Франции
 Tellier 200  ВМС Франции




 

Список источников:

Евгений Аранов. Летающая лодка Tellier 200 л.с.
James J. Davilla, Arthur M. Soltan. French Aircraft of the First World War
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Tellier 200 ch Hispano-Suiza
L.S.Casey,J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K.Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft Of The 1914-1918 War
Avions 178. Thierry Le Roy. Le Centre d'Aviation Maritime de Camaret 1917-1918
Le Fana de l'Aviation 1996-06. Michel Borget. Alphonse Tellier, constructeur d'hydro-aeroplanes
L+K 1991-02. Jiri Hornat. Tellier T-3 (Tellier 200HP) TC-6 (Tellier Canon)
L+K 2011-07. Miroslav Balous. Tellier T.6


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: