В 1927 году Авиационное
Министерство Великобритании объявила конкурс на новый
учебно-тренировочный самолет, способный заменить устаревшие Avro 504N.
Для этого конкурса Сидней Камм
спроектировал изящный двухстоечный биплан с одинаковым размахом крыльев. Самолет
имел традиционную аэродинамическую схему, открытые тандемные кабины для
инструктора и ученика, шасси с хвостовым костылем и звездообразный двигатель Armstrong Sidddeley Mongoose IIIC мощностью 150 л.с.(согласно
спецификации конкурса). Опытный образец Hawker Tomtit ( J9772) совершил
свой первый полет в ноябре 1928 г.
Конструкция самолета была металлической с
полотняной обшивкой, а установка на него оборудования Рейд и Сигрист для
"слепого" полета сделала его замечательным тренировочным самолетом. Спустя три
месяца после первого полета ВВС Великобритании заказали 25 самолетов для школ
летной подготовки. Два экземпляра были поставлены Канаде и четыре - ВВС Новой
Зеландии. В ВВС Великобритании самолеты Tomtit поступили в 1930
г., но с 1932 г. были заменены самолетами Avro
Tutor, после чего поставлялись в качестве связных.
Параллельно с учебно-тренировочной версией самолета была
выпущена и спортивная модификация с двигателем ADC Cirrus Hermes мощностью 115
л.с. Первый прототип самолета, получивший гражданскую регистрацию G-AASI,
был закончен в 1930 году. Второй экземпляр самолета (с двигателем
Mongoose, рег. номер G-AALL) построили специально для Его
Королевского Высочества принца Уэльского. Оба самолета приняли участие в
1930 году в авиагонке King's Cup Race, где заняли 12 и 18 место из 88
участников, что было отличным результатом, так как Tomtit
не проектировался как гоночный самолет.
Вторая жизнь самолета началась в мае 1931 года, после
установки на него двигателя Wolseley. Опытнй двигатель, известный как
R.2, установили на самолет G-ABOD принадлежащий H G Hawker Engineering Co
Ltd. Первый полет на этом самолете совершил 24 июля 1931
года пилот Лукас. Затем на самолет поочередно установили двигатели R.7
и R.9. С этим двигателем было произведено
три образца самолета, принявших участие в авиагонке King's Cup Race 1933 года. В
этой гонке самолеты не добились больших успехов, а уже в следующем году
Tomtim с двигателем A.R.9 Mark IA стал седьмым (из 41
участников) в гонке 1934 King's Cup Race, а еще один Tomtim
пришел вторым в гонке Newcastle Trophy Race. Последней победой самолета стал
выигрыш в 1938 году гонки Manx Air Derby.
В конце 1935г. большинство самолетов были списаны из частей
RAF, так как их оказалось больше требуемого. 9 из них
были проданы в частные руки - G-AEES (ex-K1782), G-AEVO (ex-K1451),
G-AEXC (ex-J9781), G-AFFL (ex-J9782), G-AFIB (ex-K1781), G-AFKB (ex-K1785),
G-AFTA (ex-K1786), G-AFVV (ex-K1784) and G-AGEF (ex-K1783).
Удивительно,
но один самолет (G-AFTA) находился в эксплуатации и в
1990-х годах. В уонце 60-х он был перекрашен и гражданский
регистрационный номер заменили на военный - K1786.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Tomtit |
Размах крыла, м |
9.70 |
Длина, м |
7.21 |
Высота, м |
2.54 |
Площадь крыла, м2 |
22.09 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
499 |
нормальная взлетная |
794 |
Тип двигателя |
1 ПД Armstrong
Siddeley Mongoose IIIC |
Мощность, л.с. |
1 х
150 |
Максимальная скорость , км/ч |
200 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
Практическая дальность, км |
563 |
Скороподъемность, м/мин |
210 |
Практический потолок, м |
5944 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|