Уголок неба ¦ Hawker Tomtit

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Tomtit
       
Разработчик: Hawker
Страна: Великобритания
Первый полет: 1928
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1927 году Авиационное Министерство Великобритании объявила конкурс на новый учебно-тренировочный самолет, способный заменить устаревшие Avro 504N. Для этого конкурса Сидней Камм спроектировал изящный двухстоечный биплан с одинаковым размахом крыльев. Самолет имел традиционную аэродинамическую схему, открытые тандемные кабины для инструктора и ученика, шасси с хвостовым костылем и звездообразный двигатель Armstrong Sidddeley Mongoose IIIC мощностью 150 л.с.(согласно спецификации конкурса). Опытный образец Hawker Tomtit ( J9772) совершил свой первый полет в ноябре 1928 г.

Конструкция самолета была металлической с полотняной обшивкой, а установка на него оборудования Рейд и Сигрист для "слепого" полета сделала его замечательным тренировочным самолетом. Спустя три месяца после первого полета ВВС Великобритании заказали 25 самолетов для школ летной подготовки. Два экземпляра были поставлены Канаде и четыре - ВВС Новой Зеландии. В ВВС Великобритании самолеты Tomtit поступили в 1930 г., но с 1932 г. были заменены самолетами Avro Tutor, после чего поставлялись в качестве связных.

Параллельно с учебно-тренировочной версией самолета была выпущена и спортивная модификация с двигателем ADC Cirrus Hermes мощностью 115 л.с. Первый прототип самолета, получивший гражданскую регистрацию G-AASI, был закончен в 1930 году. Второй экземпляр самолета (с двигателем Mongoose, рег. номер  G-AALL) построили специально для Его Королевского Высочества принца Уэльского.  Оба самолета приняли участие в 1930 году в авиагонке King's Cup Race, где заняли 12 и 18 место из 88 участников, что было отличным результатом, так как Tomtit не проектировался как гоночный самолет.

Вторая жизнь самолета началась в мае 1931 года, после установки на него двигателя Wolseley. Опытнй двигатель, известный как R.2, установили на самолет G-ABOD принадлежащий H G Hawker Engineering Co Ltd. Первый полет на этом самолете совершил 24 июля 1931 года пилот Лукас. Затем на самолет поочередно установили двигатели R.7 и R.9. С этим двигателем было произведено три образца самолета, принявших участие в авиагонке King's Cup Race 1933 года. В этой гонке самолеты не добились больших успехов, а уже в следующем году Tomtim с двигателем A.R.9 Mark IA стал седьмым (из 41 участников) в гонке 1934 King's Cup Race, а еще один Tomtim пришел вторым в гонке Newcastle Trophy Race. Последней победой самолета стал выигрыш в 1938 году гонки Manx Air Derby.

В конце 1935г. большинство самолетов были списаны из частей RAF, так как их оказалось больше требуемого. 9 из них были проданы в частные руки -   G-AEES (ex-K1782), G-AEVO (ex-K1451), G-AEXC (ex-J9781), G-AFFL (ex-J9782), G-AFIB (ex-K1781), G-AFKB (ex-K1785), G-AFTA (ex-K1786), G-AFVV (ex-K1784) and G-AGEF (ex-K1783).  

Удивительно, но один самолет (G-AFTA) находился в эксплуатации и в 1990-х годах. В уонце 60-х он был перекрашен и гражданский регистрационный номер заменили на военный - K1786.






 ЛТХ:
Модификация   Tomtit
Размах крыла, м   9.70
Длина, м   7.21
Высота, м   2.54
Площадь крыла, м2   22.09
Масса, кг  
  пустого самолета   499
  нормальная взлетная   794
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Mongoose IIIC
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость , км/ч   200
Крейсерская скорость , км/ч   165
Практическая дальность, км   563
Скороподъемность, м/мин   210
Практический потолок, м   5944
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Hawker Tomtit"
  Фотографии:

 Первый прототип Tomtit (J9772)
 Третий экземпляр Tomtit
 Tomtit ранних серий
 Tomtit ранних серий оборудованный кабиной "Reid and Sigrist" для обучения пилотов полетам полностью "по приборам"
Tomtit ранних серий оборудованный кабиной "Reid and Sigrist" для обучения пилотов полетам полностью "по приборам"
 Tomtit ранних серий оборудованный кабиной "Reid and Sigrist" для обучения пилотов полетам полностью "по приборам"
 Tomtit
 Tomtit
 Tomtit
 Канадский Tomtit
 Канадский Tomtit
 Tomtit
 Tomtit
 Tomtit
 Флотский Tomtit
 Tomtit
 Tomtit с двигателем Wolseley Aquarius
 Tomtit с двигателем Wolseley AR9
 Tomtit с двигателем Wolseley AR9
 Tomtit с двигателем Wolseley AR9
 Tomtit с двигателем Cirrus Hermes
 Tomtit тест-пилота Hawker Невилла Дюка
 Кабина пилота Tomtit

  Схемы:

 Tomtit

  Варианты окраски:

 Tomtit

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. Francis K. Mason. Hawker Aircraft since 1920
FlyPast Reference Library. Donald Hannah. Hawker
Derek N. James. Hawker : An Aircraft Album No.5
RCAF.com : The Aircraft : Hawker TOMTIT
Baesystems.com. Hawker Tomtit
British Aircraft Directory. Hawker Tomtit
Airplane Monthly 1979-05. A.J. Jackson. Hawker Tomtit
Airplane Monthly 1981-02. Preservation Profile : Hawker Tomtit
Aeromodeller 1948-08. E.J. Riding. The Hawker Tomtit
1000aircraftphotos.com. No. 4023. Hawker Tomtit (G-AFTA c/n 30380)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: