В декабре 1922 г. Совет
Труда и Обороны Российской Республики утвердил трехлетнюю программу
восстановления авиационной промышленности. Часть средств была выделена для
работы бывшего самолетостроительного завода А. А. Анатра в Одессе. Это
национализированное предприятие получило статус Государственных
авиационных мастерских No. 7 (ГАМ No. 7). Конструкторскую работу в мастерских
возглавлял летчик-испытатель завода Анатра - В.Н.Хиони. Используя старые заделы самолетов "Анаде" и "Анасаль", в 1923 году в мастерских построили
учебный самолет У-8 (Хиони No. 5), получивший также название
"Конек-Горбунок". Самолет неплохо летал, были к нему и стосильные
двигатели "Фиат", поэтому достаточно легко решился вопрос с серийной
постройкой. Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924-го. С 13
октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На
момент начала работы комиссии только 19 "Коньков-Горбунков" были
укомплектованы двигателями, а остальные 15 - разобраны и упакованы в
ящики.
Заключение комиссии
гласило, что серийный самолет вполне удовлетворяет техническим требованиям
и "может быть принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного
аппарата первоначального обучения". Передача в эксплуатацию самолетов "шпала с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества
Друзей Воздушного Флота. Поэтому на некоторых машинах в соответствии с
бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи,
раскрывавшие "владельцев". Так появились машины "Ивановец", "Харьковский житлокооп" и другие. Самолеты с такими названиями использовались в
агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако как
учебный "Конек-Горбунок" оказался недостаточно пригодным. Тем более, что в
Петрограде, на заводе "Красный летчик" уже шла серия удачных учебных
самолетов У-1 (Avro 504).
Вскоре поступило
предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с
саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Здесь "Конек-Горбунок", прекрасно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х
годов. Вот как вспоминал о таких полетах знаменитый советский летчик
Михаил Водопьянов. "В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с
саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир
истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов... Самолеты у нас
были "Коньки-Горбунки" (...) Мы получили задание запылить на берегу
Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных
саранчой плавней, и налетать сто летных часов. Полеты по опылению
производились только утром и вечером - при росе. Если бы летали днем,
когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при
росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе
с ядом, через некоторое время подыхает".
В тот год только отряд
Водопьянова налетал более двухсот часов и уничтожил саранчу на одиннадцати
тысячах гектаров. "Коньки-Горбунки" таким образом вошли в историю
отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.
Конструкция машины стандартная для начала 20-х годов - деревянный каркас
фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из
стальных труб. Причем элероны на некоторых "Коньках-Горбунках" были
выполнены по типу самолетов "Лебедь", с характерным перегибом,
увеличивающим жесткость. Капот двигателя "Фиат" (100 л.с.) алюминиевый,
борта первой кабины и гаргрот - из фанеры. Воздушный винт "Интеграл"
диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента
воздушного винта повернут влево на 1,5°. Шасси из стальных труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, как
правило, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль деревянный,
ясеневый, ориентирующийся. Топливные баки крепились под верхними
плоскостями. Первоначальная емкость баков 45 л была впоследствии уменьшена
в связи с недостаточной жесткостью - до 40,5 л. В случае использования
самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе
управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол
кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого
опытного, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной комиссии.
В заключение хочется
сказать, что "Конек-Горбунок" явился последним российским самолетом, в
названии которого использована сказочно-былинная тема. До него применялись
следующие названия: "Ковер-самолет" В.А.Татаринова (проект), "Жар-птица" (название газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), "Святогор" В.А.Слесарева и, конечно, "Русский витязь" и "Илья Муромец"
И.И.Сикорского. Впоследствии эту традицию попытался возобновить
О.К.Антонов в своих гигантских транспортниках, назвав их "Антей" и "Руслан". Но это уже совсем другая история...
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
У-8 |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
11.46 |
нижнего |
10.00 |
Длина, м |
7.80 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
37.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
659 |
нормальная взлетная |
950 |
Тип двигателя |
1 ПД
Fiat |
Мощность, л.с. |
1 х
100 |
Максимальная скорость, км/ч |
125 |
Практическая дальность, км |
|
Cкороподъемность,
м/мин |
100 |
Практический потолок, м |
3500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|