Английская самолетостроительная фирма «Виккерс» была образована в 1928 г. на основе открытого в 1911 г. авиационного отделения кораблестроительной фирмы с
таким же названием, как у ее дочернего предприятия. В том же году установила финансовый контроль над фирмой «Супермарин». В годы Первой мировой войны выпускала
различные типы самолетов, в том числе истребители, разведчики и бомбардировщики. По конструкции машины были монопланы и бипланы. На знаменитом бомбардировщике «Вими»
был совершен ряд рекордных перелетов, в том числе и через Атлантику.
Самолеты этой фирмы со дня ее образования еще ни разу не устанавливали мировые рекорды, их машина «Веспа» стала первой в истории фирмы. Но чтобы установить
рекорд высоты, «Веспа» прошла долгий путь совершенства длиною в семь лет. Самолет с этим названием Тип 113 «Веспа» Мк I был построен осенью 1925 г. и совершил
первый полет в сентябре этого же года. Он был задуман специально для поддержки сухопутных войск и параллельно как самолет-разведчик. Самолет должен был заменить
машину фирмы «Бристоль», созданную еще в годы Первой мировой войны. Самолет «Веспа» был построен по инициативе фирмы в соответствии с тактико-техническими
требованиями (спецификация 30/24) министерства авиации Великобритании. Это был биплан, крылья которого имели неодинаковый размах и были значительно смещены
относительно друг друга. Открытые кабины самолета располагались одна за другой. Кабина пилота находилась под верхним крылом с большим вырезом, который позволял
летчику смотреть в стороны и вверх. Нижнее крыло было настолько сдвинуто назад, что открывало летчику хороший обзор вперед и вниз, но для наблюдателя он был
недоступен. Верхнее крыло было установлено ближе к узкому фюзеляжу, чем обычно у других машин. В фюзеляже было достаточно места для установки фотоаппаратов и
радиооборудования. Первый Тип 113 Мк I имел сварной металлический каркас фюзеляжа, покрытый тканью, и деревянный каркас крыльев. В качестве силовой установки
вначале использовался звездообразный двигатель «Юпитер» IV фирмы «Бристоль», который был впоследствии заменен двигателем «Юпитер» VI мощностью 455 л.с.
С февраля 1926 г. самолет проходил всесторонние испытания. Он был серьезно поврежден в аварии 24 июня 1926 г., но затем восстановлен и получил обозначение Тип
119 «Веспа» Мк II. Фирма была очень обеспокоена, что из-за аварии не будет заказов на этот самолет. С новыми крыльями уже с металлической конструкцией и
двигателем «Юпитер» VI был немного быстрее, с более высоким потолком и скороподъемностью, чем Мк I.
Следующий Тип 149 Mk III был несколько модернизирован. Металлические крылья Mk II были заменены легкими жесткими крыльями, что позволило снизить вес самолета и
передвинуть центр тяжести немного вперед. Ряд усовершенствований был сделан в кабинах, что дало некоторый комфорт летчикам. Шесть самолетов этого типа в 1929 г.
были поставлены в Боливию, где они использовались в горных районах страны.
В этом же году поступил заказ от ВВС Ирландии на четыре самолета с двигателем «Ягуар» VIC мощностью 490 л. с. фирмы «Армстронг Сиддли», получивших обозначение
Тип 193 «Веспа» Mk IV. На этих двигателях были установлены кольца Тауне-да. Еще четыре самолета с некоторыми усовершенствованиями были впоследствии построены
для Ирландии под обозначением Тип 208 «Веспа» Mk V. Там они использовались до середины 1930-х гг.
В 1930 г. самолет «Веспа» Мк II был модифицирован в вариант, аналогичный ирландской модели Mk IV. Он был оснащен двигателем «Юпитер» VIIF мощностью 530 л. с. и
получил обозначение Тип 210 «Веспа» Мк VI. Этот тип предназначался для Китая, где фирма хотела получить контракт на производство. На двигатель был установлен
турбонагнетатель и металлический винт, что повысило скорость полета и особенно высоту. Поездка в Китай с технической стороны была успешна, самолет хорошо себя
показал в трудных условиях гористой местности. Но, не добившись коммерческого успеха, самолет вернулся в Англию.
После возвращения из Китая самолет снова модернизировали с надеждой на установку мирового рекорда высоты. Поставили новый двигатель «Пегас» Б фирмы «Бристоль» с
турбонагнетателем, и машина получила обозначение Тип 250 «Веспа» Мк VII. 16 сентября 1932 г. пилот Ч.Ф. Юинс на самолете «Веспа» Мк VII установил новый
абсолютный мировой рекорд высоты полета — 13 404 м. После рекордного полета самолет был приобретен министерством авиации, а с 1933 г. использовался для высотных
исследований. Позднее был передан в учебную эскадрилью по технической подготовке, где эксплуатировался до 15 июня 1938 г.
Самолеты фирмы «Виккерс», в том числе и «Веспа», принимали участие в некоторых военных конфликтах. Когда в 1928 г. в предгорьях Анд (Южная Америка) была найдена
нефть, возник конфликт между Боливией и Парагваем, претендующими на нее. Между этими странами началась вялотекущая война, но боевые столкновения ограничились
набегами и перестрелками. Благодаря вмешательству Лиги Наций конфликт на время приутих, однако четыре года спустя разгорелся с новой силой. Изначально перевес
сил был на стороне Боливии, имевшей в три с половиной раза больше населения и куда более развитую экономику. Наиболее эффективным видом оружия в безлюдной
пустыне и джунглях с малым количеством дорог обещала стать авиация, поэтому Боливия в первую очередь обратила внимание именно на нее. К началу 1928 г. корпус
боливийской авиации насчитывал всего несколько десятков старых самолетов. В следующем 1929 г., используя доходы от оловянных шахт и кредит, выданный
американской корпорацией «Стандарт Ойл», боливийское правительство заключило с английской фирмой «Виккерс» контракт на массовые поставки оружия. В результате к
1930 г. боливийские ВВС получили 15 самолетов фирмы «Виккерс» различного назначения, в том числе шесть двухместных многоцелевых самолетов «Веспа». Там они
принимали участие в поддержке наземных войск и ударов по укрепленным базам.
Модификации
: |
|
|
Vickers Type 113 Vespa I |
прототип с мотором Bristol Jupiter IV (позже был оснащен Jupiter VI) - один экземпляр (G-EBLD) |
Vickers Type 119 Vespa II |
доработанный прототип с металлическими крыльями. |
Vickers Type 149 Vespa III |
цельнометаллическая версия с двигателем Jupiter VI для Боливии (6 машин). |
Vickers Type 193 Vespa IV |
серийная версия с мотором Armstrong Siddeley Jaguar VIC. (4 экземпляра). |
Vickers Type 208 Vespa V |
улучшенная версия кольцом Townend. (4 экземпляра). |
Vickers Type 210 Vespa VI |
переделка прототипа для Китая (один - G-ABIL). |
Vickers Type 250 Vespa VII |
вариант Vespa VI с двигателем Bristol Pegasus S. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Vespa Mk.IV |
Размах крыла, м |
15.20 |
Длина, м |
10.00 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1307 |
максимальная взлетная |
1982 |
Type двигателя |
1 ПД
Armstrong Siddeley Jaguar VIC |
Мощность, л.с. |
1 х 490 |
Максимальная скорость , км/ч |
223 |
Крейсерская скорость , км/ч |
186 |
Практическая дальность, км |
933 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение |
один 7.7-мм пулемет
Lewis на турели Scarff
две легкие бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|