Уголок неба ¦ Vickers Vespa

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Vespa
       
Разработчик: Vickers
Страна: Великобритания
Первый полет: 1925
Тип : Вспомогательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Английская самолетостроительная фирма «Виккерс» была образована в 1928 г. на основе открытого в 1911 г. авиационного отделения кораблестроительной фирмы с таким же названием, как у ее дочернего предприятия. В том же году установила финансовый контроль над фирмой «Супермарин». В годы Первой мировой войны выпускала различные типы самолетов, в том числе истребители, разведчики и бомбардировщики. По конструкции машины были монопланы и бипланы. На знаменитом бомбардировщике «Вими» был совершен ряд рекордных перелетов, в том числе и через Атлантику.

Самолеты этой фирмы со дня ее образования еще ни разу не устанавливали мировые рекорды, их машина «Веспа» стала первой в истории фирмы. Но чтобы установить рекорд высоты, «Веспа» прошла долгий путь совершенства длиною в семь лет. Самолет с этим названием Тип 113 «Веспа» Мк I был построен осенью 1925 г. и совершил первый полет в сентябре этого же года. Он был задуман специально для поддержки сухопутных войск и параллельно как самолет-разведчик. Самолет должен был заменить машину фирмы «Бристоль», созданную еще в годы Первой мировой войны. Самолет «Веспа» был построен по инициативе фирмы в соответствии с тактико-техническими требованиями (спецификация 30/24) министерства авиации Великобритании. Это был биплан, крылья которого имели неодинаковый размах и были значительно смещены относительно друг друга. Открытые кабины самолета располагались одна за другой. Кабина пилота находилась под верхним крылом с большим вырезом, который позволял летчику смотреть в стороны и вверх. Нижнее крыло было настолько сдвинуто назад, что открывало летчику хороший обзор вперед и вниз, но для наблюдателя он был недоступен. Верхнее крыло было установлено ближе к узкому фюзеляжу, чем обычно у других машин. В фюзеляже было достаточно места для установки фотоаппаратов и радиооборудования. Первый Тип 113 Мк I имел сварной металлический каркас фюзеляжа, покрытый тканью, и деревянный каркас крыльев. В качестве силовой установки вначале использовался звездообразный двигатель «Юпитер» IV фирмы «Бристоль», который был впоследствии заменен двигателем «Юпитер» VI мощностью 455 л.с.

С февраля 1926 г. самолет проходил всесторонние испытания. Он был серьезно поврежден в аварии 24 июня 1926 г., но затем восстановлен и получил обозначение Тип 119 «Веспа» Мк II. Фирма была очень обеспокоена, что из-за аварии не будет заказов на этот самолет. С новыми крыльями уже с металлической конструкцией и двигателем «Юпитер» VI был немного быстрее, с более высоким потолком и скороподъемностью, чем Мк I.

Следующий Тип 149 Mk III был несколько модернизирован. Металлические крылья Mk II были заменены легкими жесткими крыльями, что позволило снизить вес самолета и передвинуть центр тяжести немного вперед. Ряд усовершенствований был сделан в кабинах, что дало некоторый комфорт летчикам. Шесть самолетов этого типа в 1929 г. были поставлены в Боливию, где они использовались в горных районах страны.

В этом же году поступил заказ от ВВС Ирландии на четыре самолета с двигателем «Ягуар» VIC мощностью 490 л. с. фирмы «Армстронг Сиддли», получивших обозначение Тип 193 «Веспа» Mk IV. На этих двигателях были установлены кольца Тауне-да. Еще четыре самолета с некоторыми усовершенствованиями были впоследствии построены для Ирландии под обозначением Тип 208 «Веспа» Mk V. Там они использовались до середины 1930-х гг.

В 1930 г. самолет «Веспа» Мк II был модифицирован в вариант, аналогичный ирландской модели Mk IV. Он был оснащен двигателем «Юпитер» VIIF мощностью 530 л. с. и получил обозначение Тип 210 «Веспа» Мк VI. Этот тип предназначался для Китая, где фирма хотела получить контракт на производство. На двигатель был установлен турбонагнетатель и металлический винт, что повысило скорость полета и особенно высоту. Поездка в Китай с технической стороны была успешна, самолет хорошо себя показал в трудных условиях гористой местности. Но, не добившись коммерческого успеха, самолет вернулся в Англию.

После возвращения из Китая самолет снова модернизировали с надеждой на установку мирового рекорда высоты. Поставили новый двигатель «Пегас» Б фирмы «Бристоль» с турбонагнетателем, и машина получила обозначение Тип 250 «Веспа» Мк VII. 16 сентября 1932 г. пилот Ч.Ф. Юинс на самолете «Веспа» Мк VII установил новый абсолютный мировой рекорд высоты полета — 13 404 м. После рекордного полета самолет был приобретен министерством авиации, а с 1933 г. использовался для высотных исследований. Позднее был передан в учебную эскадрилью по технической подготовке, где эксплуатировался до 15 июня 1938 г.

Самолеты фирмы «Виккерс», в том числе и «Веспа», принимали участие в некоторых военных конфликтах. Когда в 1928 г. в предгорьях Анд (Южная Америка) была найдена нефть, возник конфликт между Боливией и Парагваем, претендующими на нее. Между этими странами началась вялотекущая война, но боевые столкновения ограничились набегами и перестрелками. Благодаря вмешательству Лиги Наций конфликт на время приутих, однако четыре года спустя разгорелся с новой силой. Изначально перевес сил был на стороне Боливии, имевшей в три с половиной раза больше населения и куда более развитую экономику. Наиболее эффективным видом оружия в безлюдной пустыне и джунглях с малым количеством дорог обещала стать авиация, поэтому Боливия в первую очередь обратила внимание именно на нее. К началу 1928 г. корпус боливийской авиации насчитывал всего несколько десятков старых самолетов. В следующем 1929 г., используя доходы от оловянных шахт и кредит, выданный американской корпорацией «Стандарт Ойл», боливийское правительство заключило с английской фирмой «Виккерс» контракт на массовые поставки оружия. В результате к 1930 г. боливийские ВВС получили 15 самолетов фирмы «Виккерс» различного назначения, в том числе шесть двухместных многоцелевых самолетов «Веспа». Там они принимали участие в поддержке наземных войск и ударов по укрепленным базам.







 Модификации :
Vickers Type 113 Vespa I  прототип с мотором Bristol Jupiter IV (позже был оснащен Jupiter VI) - один экземпляр (G-EBLD)
Vickers Type 119 Vespa II  доработанный прототип с металлическими крыльями.
Vickers Type 149 Vespa III  цельнометаллическая версия с двигателем Jupiter VI для Боливии (6 машин).
Vickers Type 193 Vespa IV  серийная версия с мотором Armstrong Siddeley Jaguar VIC. (4 экземпляра).
Vickers Type 208 Vespa V  улучшенная версия кольцом Townend. (4 экземпляра).
Vickers Type 210 Vespa VI  переделка прототипа для Китая (один - G-ABIL).
Vickers Type 250 Vespa VII  вариант Vespa VI с двигателем Bristol Pegasus S.



 ЛТХ:
Модификация   Vespa Mk.IV
Размах крыла, м   15.20
Длина, м   10.00
Высота, м   3.20
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   1307
  максимальная взлетная   1982
Type  двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Jaguar VIC
Мощность, л.с.   1 х 490
Максимальная скорость , км/ч   223
Крейсерская скорость , км/ч   186
Практическая дальность, км   933
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Вооружение   один 7.7-мм пулемет Lewis на турели Scarff
  две легкие бомбы


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Vespa Mk.I
 Vespa Mk.I
 Vespa Mk.I
 Vespa Mk.III
 Vespa Mk.III
 Vespa Mk.IV
 Vespa Mk.IV
 Vespa Mk.V
 Vespa Mk.V
 Vespa Mk.V
 Vespa Mk.V
 Vespa Mk.VI
 Vespa Mk.VI
 Vespa Mk.VI
 Vespa Mk.VI
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Vespa Mk.VII
 Кабина Vespa Mk.VII

  Схемы:

 Vespa Mk.IV 

  Варианты окраски:

 Боливийский Vespa Mk.III




 

Список источников:

Валерий Баргатинов. Выше, дальше, быстрее
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Максим Старостин. Virtual Aircraft Museum. Vickers Vespa
Putnam. C.F.Andrews. Vickers Aircraft Since 1908
Putnam. H.F.King. Armament of British Aircraft 1909-1939
Putnam. Francis K. Mason. The British Bomber since 1914
Aviation Historian No.10. Tony Buttler. On Heaven's Doorstep
Aeroplane Monthly 1976-06. John Corlett. Personal Album
AeroJournal No.38. Santiago Rivas. Dans l'enfer vert : La Guerre du Chaco
L'Aeronautique 1932-10. Le nouveau record d'altitude et la technique Bristol
Flight 1930-11. Vickers Vespa Army Co-operation biplane
Antonio Sapienza. The Chaco Air War 1932-35
Schiffer. Dan Hagedorn, Antonio L. Sapienza. Aircraft of the Chaco War 1928-1935
Baesystems.com. Vickers Vespa
IWM.org.uk. Vickers Vespa I Type 199, 455 h.p. Bristol Jupiter engine. Rudder extension sternpost to be covered
1000aircraftphotos.com. No. 4039. Vickers 210 Vespa Mk.VI (G-ABIL c/n 1)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: