Самолёт "Valparaiso", построенный фирмой Vickers специально для экспортных
поставок в 1924 г., представлял собой немного доработанный вариант двухместного
истребителя-разведчика "Vixen". Его история началась в 1922 г., когда
специалисты компании Vickers, по собственной инициативе, приступила к разработке
многоцелевого биплана, способного в самом ближайшем будущем заменить самолёты Airco D.H.9a и Bristol F.2 "Fighter". Конструкцию нового самолёта решили не
создавать заново, а использовать наработки по не слишком удачливому самолёту
FB.14, построенному в небольшом количестве в годы войны. После переоснащения
FB.14 двигателем Napier "Lion" (450 л.с.) пришлось изменить обводы фюзеляжа.
Небольшим доработкам подвергли крыло. В феврале 1923 г. опытный образец, названный Vickers Type 71 "Vixen" Mk.I (vixen
- лиса) и получивший регистрационный код G-EBEC, поступил на испытания.
Начавшиеся весной официальные тесты, проходившие на полигоне в Мартлшем-Хит,
подтвердили хорошие лётные характеристики самолёта, после чего комиссия из RAF
порекомендовала переделать Type 71 в дневной бомбардировщик. Прототип доработали, удлинив фюзеляж, а также установив водорадиатор между
стойками шасси и дополнительное военное оборудование. Под новым обозначением Type 87 "Vixen" Mk.II
бомбардировщик снова вышел на испытания 23 августа 1923 г. Больших
улучшений достигнуто в этих полётах не было, поэтому военные согласились
использовать этот самолёт только в качестве ближнего разведчика. Весь
заказ на 1924 г. составил всего шесть самолётов под
обозначением Type 94 "Venture", поэтому
фирма начал искать зарубежных заказчиков. Так появился варианты Type 92
"Valparaiso" Mk.II (построено 4 экземпляра с моторами Rolls-Royce "Eagle") и
Type 93 "Valparaiso" Mk.I (10 экземпляров с моторами Napier "Lion"), являвшийся
по существу аналогом первого прототипа. Все 14 выпущенных разведчиков были
куплены в том же году Португалией. В скором времени португальцы развернули
лицензионное производство этих самолётов на предприятии OGMA, но уже под
обозначением Type 168 "Valparaiso" Mk.III. По одним данным было построено 13
экземпляров, по другим - 20. Самолёты модификации Mk.I распределили между Grupo
de Aviaero de Informaero, а Mk.II направили в Escola Militar de Aviaero. В 1928
г. два португальских экипажа совершили на "Valparaidso" Mk.I перелет
протяженностью 17.397 км над Западной Африкой, Анголой и Мозамбиком. Активная
строевая служба этих машин продолжалась до середины 1930-х гг., после чего их
перевели во вторую линию. На второстепенных ролях "Valparaiso" летали вплоть до
1942 г. В Великобритании служба этих самолётов оказалась довольно короткой. В 1924 г.
появилось ещё два опытных варианта. Type 91 "Vixen" Mk.III оснащался крылом
увеличенного до 13,41 м размаха и двигателем "Lion"II с более высокой степенью
сжатия и новым подфюзеляжным радиатором. Как можно было догадаться его
собирались использовать как высотный разведчик, однако RAF отказались от его
серийной постройки. В дальнейшем этот самолёт проходил испытания на поплавковом
шасси, хотя спустя всего несколько месяцев ему вернули обычное колесное шасси.
Поскольку военные отказались от эксплуатации "Vixen" Mk.III, с разведчика сняли
всё военное оборудование и перестроили для участия в King`s Cup Racing (Гонки за
Королевский Кубок). В 1926 г. он занял второе, а в 1927 г. третье место. Модификация Type 105 "Vixen" Mk.IV была получена путем доработки опытного
"Vixen" Mk.II под ночной истребитель. Фюзеляж самолёта снова доработали и ещё
установили двигатель Rolls-Royce "Condor"III мощностью 650 л.с. Предполагалось,
что Mk.IV будет использоваться в качестве ночного истребителя, однако испытания,
проведенные в конце 1924 г., показали что для этой цели ТТХ бывшего разведчика
явно недостаточны. Самолёт снова доработали. Изменения коснулись планера и хотя
они не носили коренного характера самолёт переименовали в Type 124 "Vixen"
Mk.VI. В этот раз фирма Vickers постаралась "вписаться" в рамки спецификации
F.26\27 на самолёт общего назначения (легкий бомбардировщик и разведчик). Кроме
него в конкурсе участвовало ещё шесть самолётов: Armstrong Whitworth "Atlas",
Bristol "Beaver", Gloster "Goral", de Havilland "Stag", Fairey IIIF, Vickers
"Valiant" и Westland "Wapity". Основное предпочтение отдавалось высоким
эксплуатационным качествам самолёта и простоте в обслуживании. После недолгих
раздумий был выбран "Wapity", хотя и некоторым другим фирмам выдали
"утешительные призы" в виде небольших контрактов. Отклоненный RAF самолёт
"Vixen" Mk.VI продали Ирландскому Авиационному Корпусу. Именно на этом самолёте
тест-пилот Джеф "Матт" Саммерс и полковник Чарльз Рассел открыли почтовое
сообщение между Гэлвейем и Лондоном. Как видим, ни один из вышеперечисленных вариантов специалистов из RAF не
заинтересовал, справедливо считавших, что выпускать однотипные самолёты не имеет
большого смысла. Правда в 1925 г. военная миссия из Чили, где современные самолёты являлись
большой редкостью, по своему оценила труд инженеров Vickers. В мае 1925 г. был
сделан заказ на 10 модифицированных строившихся под обозначением Type 116
"Vixen" Mk.V, но в июле число заказанных разведчиков довели до 18. В целом они
повторяли "Vixen" Mk.III, отличаясь от него незначительными доработками и
двигателем Napier "Lion"V мощностью 500 л.с. Прибыв в Чили самолёты были
достаточно быстро освоены пилотами, но тут же выяснилось, что эксплуатация
"Vixen" будет далеко не безоблачной. Моторы разведчиков, работавшие на смеси
двух третей бензина и трети бензола, оказались слишком нежными для суровых
условий Южной Америки. Кроме того, деревянные секции крыла и фюзеляжа
деформировались от жаркого солнца и требовали частой замены или ремонта.
Несмотря на это, "Vixen" были весьма популярны среди чилийских пилотов, особенно
когда им предстояло совершить перелёт протяжённостью в несколько сотен
километров. Все разведчики были собраны в Grupo Mixto de Aviacion N° 3 (3-я
смешанная авиагруппа) и позже их задействовали для подавления мятежа
вспыхнувшего на флоте. Так как эта часть истории Чили у нас не особо известна о
ней стоит рассказать подробнее. В 1931 г. и без того небогатая Чили оказалась на грани полного краха финансовой
системы. В стране, где без работы осталось 130.000 человек, товары не имели
особого спроса на внешнем рынке, а внешний долг только рос, народное
недовольство возрастало с каждым месяцем. Правительству пришлось закрыть шахты в
Атакаме, что только усугубило ситуацию, но последней каплей стало решение
министра финансов Педро Бланкера сократить жалование всех госслужащих и военных
на 30%. Это воззвало волну недовольства среди офицеров, особенно на флоте, где к
чиновникам и без того относили пренебрежительно. Указ вступил в силу 20 августа
1931 г. и спустя десять дней экипаж линкора "Almirante Laffore" поднял мятеж,
поведя за собой ещё 14 кораблей. Вначале моряки не делали никаких политических
условий, требуя отмены сокращения зарплаты, но 3-го сентября к ним
присоединились студенты, а также персонал военно-морской базы Талькуано,
артиллеристы береговой батареи и армейские части внутри страны. Так мятеж
превратился в восстание с явным социал-коммунистическим акцентом, грозившее
перерасти в гражданскую войну. Единственным козырем правительства оставалась
только разделённость восставшего флота на северную и южную части, чем стоило
воспользоваться без промедления. Пока собирались силы повстанцы дополнительно
потребовали провести аграрную реформу и оплатить внешний долг за счет средств
миллионеров. 5-6 сентября армейские части, оставшиеся верные правительству,
после жестокого боя захватили базу в Талькуане повредив артиллерийским огнём
миноносец "Riveros". Для окончательной расправы с непокорным флотом решили
задействовать авиацию. Главнокомандующий ВВС Чили Рамон Вергара собрал почти все
боеспособные самолёты у города Овале, недалеко от морской базы Кокимбо
(Coquimbo), где стояла основная часть мятежных кораблей. Предполагалось, что
силами двух тяжелых бомбардировщиков Junkers P-42, 14 легких бомбардировщиков
Curtiss "Falcon" и Vickers "Vixen", двух бомбардировщиков Wibault 121 и двух
транспортно-боевых самолётов Ford 5-AT-C можно будет без труда отбомбиться по
главной цели - линкору, но сделать это оказалось просто только на словах. Налёт
проводился без предварительной разведки, так что пилоты точно не знали, сколько
судов будет в пределах их досягаемости. Единственным утешением служило полное
отсутствие ПВО базы. Налёт состоялся 6-го октября 1931 г. около 17:00.
Отсутствие боевой практики привело к тому, что каждый экипаж действовал
отдельно, не соблюдая никакой координации. В итоге пять самолётов оказались
повреждены огнем с кораблей, а один из "кертиссов" совершил вынужденную посадку
и был разбит. Единственное, чего удалось достичь чилийским пилотам - попадание в
подводную лодку "La Serene", на которой погиб один матрос. Больше воздушных атак
не последовало. Восставшие сдались через несколько дней и самолёты отправили на
свою аэродромы. Что касается дальнейшей судьбы "Vixen", то она протекала
довольно спокойно. Последние самолёты успешно служили ещё около 5 лет и были
отданы на слом только перед началом Второй Мировой войны.
Модификации
: |
|
|
Vickers 71 Vixen I |
единственный прототип (G-EBEC) с двигателем Napier Lion I. |
Vickers 83 Vixen II |
доработанный прототип G-EBEC. |
Vickers 91 Vixen III |
единственный экземпляр (G-EBIP) с двигателем Lion II, увеличенной площадью крыла и измененным хвостовым оперением. Позже
модифицирован до Vickers Type 130 Vivid (G-EBPY). |
Vickers 107 Vixen IV |
единственный экземпляр (G-EBEC) с мотором Rolls-Royce Condor III. |
Vickers 116 Vixen V |
серийный вариант на базе Vickers Vixen III для ВВС Чили с двигателем Lion V мощностью 500 л.с. (18 машин). |
Vickers 126 Vixen VI |
доработанный прототип (G-EBEC) с двигателем Rolls-Royce Condor. |
Vickers 94 Venture |
Развитие Vixen III под спецификацию Министерства авиации 45/23. |
Vickers 93 Valparaiso I |
модификация для ВВС Португалии с мотором Napier Lion I (10 экземпляров). |
Vickers 92 Valparaiso II |
вариант Valparaiso I с двигателем Rolls-Royce Eagle (4 экземпляра). |
Vickers 102 Valparaiso I |
единственный прототип Vickers Valparaiso, доработанный по чилийским требованиям. |
Vickers 168 Valparaiso III |
вариант с двигателем Gnone Rhone Jupiter (14 экземпляров). |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Vixen V |
Valparaiso I |
Размах крыла, м |
13.41 |
12.19 |
Длина, м |
8.84 |
8.84 |
Высота, м |
3.66 |
3.56 |
Площадь крыла, м2 |
55.00 |
48.90 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1506 |
1419 |
максимальная взлетная |
2304 |
2141 |
Type двигателя |
1 ПД
Napier Lion |
1 ПД
Napier Lion |
Мощность, л.с. |
1 х 500 |
1 х 468 |
Максимальная скорость , км/ч |
183 |
219 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
177 |
Практическая дальность, км |
1230 |
890 |
Практический потолок, м |
6100 |
5900 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Вооружение: |
два передних
7.7-мм пулемета Vickers и один 7.7-мм пулемет Lewis на
турели Scarff в задней кабине |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|