Однажды во время прогулки в карете по Вене австрийский предприниматель доктор
Вильгельм фон Гутманн (Dr. Wilhelm von Gutmann) обнаружил, что на улицах города
становится все больше автомобилей. Фон Гутманн даже записал, что автомобили
начинают применяться для перевозки грузов и большого количества пассажиров.
Будучи эстетом, он заметил, что многие автомобили были оснащены довольно
громоздкими и непрактичными кузовами с элементами конструкции, доставшимися в
наследство от карет и прочих повозок с конной сбруей. Вильгельм фон Гутманн
правильно оценил ближайшие перспективы автомобилизации и решил действовать: в
июне 1913 года он основал в Вене компанию Wiener Karosseriefabrik W. v. Gutmann.
Вскоре после этого началось производство – как серийное, так и по индивидуальным
заказам – кузовов легковых и грузовых автомобилей в крупнейшем из расположенных
в Вене производственных цехов. После начала Первой Мировой войны – 28 июля 1914
года Австро-Венгрия объявила войну Сербии – кузовной цех в соответствии с
военными заказами сменил профиль деятельности, а в конце 1915 года доктор фон Гутманн открыл авиационное отделение своей компании. Впоследствии сама компания
изменила свое название на Wiener Karosserie und Flugzeugfabrik – WKF.
До конца 1916 года, когда в компании WKF начало работать собственное
конструкторское бюро, основной продукцией компании были изготавливавшиеся по
лицензии разведчики-бипланы Lloyd C.III, сотрудничество с компанией Lloyd в
разработке новых типов самолетов и производство не слишком удачных разведчиков Knoller C.II. Техническим директором WKF стал старший инженер Франц Шайферль (Oberingenieur
Franz Schieferl), его помощником был перешедший из компании Aviatik инженер
Альфред Гасснер, а консультантом стал профессор Рихард фон Мизес.
В апреле 1917 года, когда в конструкторском бюро начались проектирование и
постройка прототипов самолетов нескольких типов, компания WKF в венском
предместье Хеннерсдорф – на расстоянии семи километров от основного предприятия
– приобрела земельный участок для размещения там аэродрома. С военной службы для
работы летчиком-испытателем был отозван отличный летчик-истребитель Юлиус Ариги
(Julius Arigí), хорошо известный в Чехии как до войны, так и после нее.
Компания продолжала заниматься производством по лицензии (Lloyd C.V, Aviatik C.I
и D.I), но в 1917 году на сцену вышел первый самолет, спроектированный и
построенный в WKF: двухместный многоцелевой самолет (разведчик, бомбардировщик и
наблюдатель), имевший внутрифирменное обозначение DD С-Type и регистрационный
номер 80.04.
Инженер Альфред Гасснер ввел в конструкцию самолета 80.04 элементы, которые
затем появились практически на всех разработанных компанией самолетах. Это были
прочный фанерный фюзеляж с шестиугольным поперечным сечением (с верхним и нижним
закругленными краями), крыло вместо полотняной обшивки было покрыто шпоном,
тщательное закапотирование двигателя и покрытие втулки винта большим
обтекателем. Кроме того, разработка самолетов в компании WKF отличалось от
обычного для тех лет, поскольку были обязательными испытания их моделей в
аэродинамической трубе профессора фон Мизеса.
Постройка прототипа 80.04, выполнявшаяся без заказа Императорско-королевского
авиационного арсенала (K.u.K. Fliegerarsenal – Flars) и на собственные средства
компании, была начата в июле и завершена в сентябре 1917 года, после чего
самолет был отправлен в Асперн для проведения официальных испытаний Flars.
Самолет имел цельнодеревянную конструкцию; фюзеляж самолета имел фанерную
обшивку. Интересной особенностью самолета был большой общий вырез кабина пилота
и стрелка-наблюдателя.
Силовая установка состояла из рядного шестицилиндрового двигателя водяного
охлаждения Austro-Daimler AD 6 [19-я серия], развивавший 200 л.с. (147 кВт) и
вращавший двухлопастный деревянный винт диаметром 2,70 м. Для охлаждения
двигателя применялся установленный над обтекателем винта лобовой радиатор.
Консоли двухлонжеронных крыльев имели фанерную обшивку. Элероны, имевшие каркас
из стальных труб и полотняную обшивку, устанавливались только на верхнем крыле
самолета. Непривычными были покрытые обтекателями трубчатые Х-образные межкрыльевые подкосы и отсутствие проволочных расчалок.
Прототип прошел испытания без вооружения, планировалась установка одного
управлявшегося пилотом и стрелявшего вперед синхронизированного пулемета и
обслуживавшегося наблюдателем одного пулемета на подвижной установке для защиты
задней полусферы. В фюзеляже самолета было достаточно места, чтобы наблюдатель
мог работать с вертикально установленной камерой с 900-мм объективом.
Хотя прототип 80.04 имел множество инновационных решений, некоторая неопытность
конструкторов компании WKF сыграла с ними злую шутку. Летчики-испытатели Flars
обнаружили, что машина имеет слишком большую удельную нагрузку на крыло,
посредственные летные характеристики, недостаточную путевую устойчивость,
небезопасность на критических режимах и малую эффективность установленного
винта.
После начальных летных испытаний были проведены испытания на статическую
прочность. Данные испытания, руководил которыми в Flars инженер Шиферль (Schieferl),
подтвердили его исключительную прочность планера самолета. Во время тестирования
был получен коэффициент запаса прочности "8", что было больше типичного для
австро-венгерских самолетов значения и значительно превосходило требуемое Flars
значение коэффициента запаса прочности, составлявшее всего "5".
Испытания продолжались до ноября 1917 года, в течение которых техники компании WKF несколько раз модифицировали самолет. Сначала были установлены четырехлопастный винт без обтекателя и руль направления без роговой компенсации
и была увеличена площадь киля. Однако все изменения не смогли значительно
улучшить характеристики машины и в конце ноября 1917 года испытания в Асперне
были завершены. Командование K.u.K. Luftfahrtruppe не заинтересовалось этой
интересной с технической точки зрения машиной, которая для боевого применения
потребовала бы множества конструктивных изменений.
Возможное серийное производство было бы отложено из-за необходимости
дополнительных испытаний, и самолет данного типа поступил бы на вооружение
слишком поздно, когда его характеристики имели бы средние значения и не
превышали бы соответствующие характеристики уже воевавших машин. Тем не менее,
опыт работ над WKF.80.04 не пропал даром: многие его технические решение были
воплощены в созданном компанией немного позднее одноместном истребителе-триплане
WKF.80.05.
(c) alternathistory.org.ua