К разработке нового поплавкового разведчика для замены только что принятого
на вооружение "Ro-go Ko-gata" на арсенале флота Yokosho приступили в 1921 году.
Обозначение его было принято по 10-му году правления императора Ёсихито – эпохе Тайсё – 10-shiki или
Тип 10, что соответствовало 1922 году. Новая машина
представляла собой двухместный цельнодеревянный биплан, оснащенный двумя
поплавками. Для обеспечения кардинально лучших характеристик на самолет был
установлен самый мощный из доступных – 12-цилиндровый французский Lorraine
мощностью 400 л.с. (вероятно Lorraine-Dietrich 12D) водяного охлаждения. Впервые
в японской практике на Тип 10 были применены поплавки новой конструкции,
оснащенные реданом, что позволило отказаться от малого хвостового поплавка,
используемого в самолете "Ro-go Ko-gata".
Проектную группу возглавили приглашенные из английской компании Short Brothers
инженеры Флетчер и Додд. Ассистировали им японские молодые военные инженеры тайи
(ст. лейтенант ) Мисао Вада, тюи (лейтенант) Джюн Окамура, Масасуке Хашимото.
Для японской команды этот опыт был бесценен. В будущем, например Джюн Окамура
стал известным конструктором в области японской гидроавиации, а Мисао Вада в
скором времени возглавил штаб морской авиации.
К 1923 году были построены два прототипа гидроплана Тип 10, однако, чрезмерная
масса конструкции не позволила добиться существенного улучшения характеристик по
сравнению с предыдущей моделью "Ro-go Ko-gata". Попытка улучшить характеристики
была предпринята в следующем, 1924 году, когда был построен улучшенный прототип
Тип 10 модель А, но и в данном случае не удалось существенно исправить
положение. Тип 10 был признан непригодным для принятия на вооружение, тем более,
что на тот момент в серию был запущен лицензионный немецкий гидроплан Hansa-Brandenburg W.33.
В 1925 году, однако, инженеры арсенала Масасуке Хашимото и Киёсаку Шимура
попробовали реанимировать проект, проведя комплексный анализ. Им удалось почти
на 200 кг облегчить конструкцию очередного построенного прототипа Тип 10 модель
В. Испытания прототипа показали значительное улучшение поведения самолета в
части управляемости и устойчивости. В 1925 году были построены еще несколько предсерийных моделей Тип 10 Модель В. Самолет показал неплохие скоростные данные
и огромную автономность – он мог держаться в воздухе 12.5 часов, покрывая
расстояние более 2 тыс. км. Однако, отвратительная скороподъемность не позволила
принять его на вооружение в таком виде. Последовательное "вылизывание"
конструкции привело к созданию новой машины, принятой на вооружение японского
флота как Тип 14 или Е1Y1. Но этот поплавковый корабельный разведчик заслуживает
отдельного рассказа.
(c) Евгений
Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Type 10 Model B |
Размах крыла, м |
16.16 |
Длина, м |
11.77 |
Высота, м |
4.31 |
Площадь крыла, м2 |
66.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1912 |
максимальная взлетная |
2878 |
Тип двигателя |
1 ПД
Lorraine-Dietrich 12D |
Мощность, л.с. |
1 х
400 |
Максимальная скорость, км/ч |
155 |
Крейсерская скорость, км/ч |
120 |
Практическая дальность, км |
2050 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 7.7-мм
пулемет на подвижной турели в задней кабине |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|