Аr.96 являлся основным учебно-тренировочным самолетом Люфтваффе в годы Второй
мировой войны. В общей сложности было построено более 11 500 машин, часть
которых активно эксплуатировалась и после окончания войны.
В 1935 году группа конструкторов компании "Arado" под руководством Вальтера
Блюме приступила к проектированию нового учебно-тренировочного самолета для
Люфтваффе, который должен был существенно упростить процесс переучивания
немецких летчиков на новые истребители-монопланы.
Вскоре после этого компания приступила к подготовке производства для выпуска
первой партии предсерийных самолетов, получивших обозначение Ar 96А-0. Первый из
них, Ar 96 V1, был облетан в конце 1938 года. Он оснащался двигателем Argus As
ЮС и развивал скорость до 325 км/час. Однако в ходе испытаний выявились
различные недостатки, поэтому Ar 96 VI подвергся серьезной доработке. Кресла
инструктора и курсанта были несколько приподняты, что улучшило обзор из кабины,
но заставило переделать фонарь кабины; самолет получил новое крыло и
перепроектированную среднюю часть фюзеляжа, а также измененное шасси - с
увеличенной колеей.
Однако мощность силовой установки уже не соответствовала новому варианту
самолета, было решено установить на машину новый более мощный 12-цилиндровый
V-образный двигатель воздушного охлаждения с перевернутым блоком цилиндров Argus
As 410, хотя тот еще и требовал определенной доработки. В 1938 году к первому Ar
96 VI, принимавшему участие в летных испытаниях, присоединились еще три опытные
машины.
Однако по причине нехватки двигателей As 410 вначале серийные самолеты
модификации Ar 96А-1 выпускались с двигателем As 10.
Основная серийная модификация Ar 96В поступила в производство в 1940 году и
оснащалась двигателем Argus As 410А-1 мощностью 465 л. с. и двухлопастным
воздушным винтом. Внешне данная модификация почти не отличалась от варианта А-1,
за исключением увеличенной на 35 см длины фюзеляжа - вследствие установки более
крупного двигателя. Последнее к тому же потребовало усилить конструкцию, что,
наряду с увеличенным запасом топлива, привело к увеличению массы снаряженной
машины до 1695 кг.
Основное серийное производство Ar 96 было организовано на предприятии германской
компании "Ago-Flugzeugwerke" (принадлежала компании "Junkers"), а в
оккупированной Чехословакии к программе подключили компании "Avia" (с середины
1941 года) и "Letov" (с конца 1943 года). Чешские заводы выпустили в итоге
большую часть из 11546 самолетов Ar 96.
Имелось несколько подвариантов модификации Ar 96В. Вслед за базовым
невооруженным вариантом Ar 96В-1 последовал Ar 96В-2, вооруженный 7,92-мм
пулеметом MG 17 (или фотопулеметом) и использовавшийся для воздушной стрелковой
подготовки. Вариант Ar 96В-3 почти не имел конструктивных изменений, но Ar
96В-5, также предназначавшийся для воздушной стрелковой подготовки, был
оборудован радиостанцией FuG 16ZY, а на варианте Ar 96В-6 отрабатывались
подкрыльевые бомбодержатели (впоследствии данная модификация пошла в серию под
обозначением Ar 96В-7 и использовалась для подготовки пилотов штурмовиков и
пикирующих бомбардировщиков). Выпускалась также модификация самолета для
воздушной стрелковой подготовки, отличавшаяся наличием наводимого пулемета,
установленного в задней кабине.
Построенный в количестве всего лишь одной предсерийной партии, Ar 96С
представлял собой развитие Ar 96В и оснащался более мощным двигателем As 410С
мощностью 480 л. е., а также имел небольшое окно в нижней части фюзеляжа, что
позволяло использовать его для подготовки бомбардиров. Не пошел в серию и
созданный на базе Ar 96 вариант Ar 296 с 600-сильным двигателем As 411 (военные
предпочли вариант Ar 396).
Люфтваффе использовали Ar 96 в своих летных школах, учебных истребительных
авиакрыльях, эскадрильях переподготовки и офицерских училищах для
усовершенствованной летной подготовки, обучению полетам ночью по приборам. В
годы Второй мировой войны Ar 96 составляли ядро учебных истребительных эскадр (Jagdschulgeschwader)
и входили в состав 13 групп.
Союзники нацистской Германии также активно эксплуатировали самолеты данного
типа. Венгерские ВВС получили 65 самолетов Ar 96А и 45 машин модификации Ar 96В,
рассматривалась возможность организации лицензионного выпуска самолета на
местном предприятии "MAVAG" (компания смогла построить из импортированных
компонентов в 1944 году лишь один Ar 96В). Словацкие ВВС располArали одним Ar
96А и тремя Ar 96В.
Руководство "Arado" планировало перейти после Ar 96 на выпуск модификации Ar
296, оснащенного более мощным двигателем Argus 411, но нехватка различных
конструктивных материалов и оборудования привели к тому, что предпочтение было
отдано Ar 396, в конструкции которого было сокращено использование современных
легких металлических сплавов.