До начала Второй мировой войны самолет М.35 Вилли Мессершмитта был одним из
лучших в мире пилотажных самолетов. На его основе был разработан Messerschmitt
М.37.
В начале 1933 г. Вилли Мессершмитт начал проектирование одномоторного
четырехместного туристского (спортивного) самолета, ориентированного на участие
в популярных в то время в Европе ежегодных соревнованиях "Челлендж". Машина,
получившая обозначение М-37, вскоре смененное на Bf 108 (прозвище
"Тайфун" закрепилось за самолётом с лёгкой руки немецкой летчицы Элли Байнхорн,
второй женщины в мире, совершившей кругосветный полёт), была весьма новаторской
конструкцией: цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и
убирающимся шасси. На фирме параллельно велась постройка 6 экземпляров
(прототипов, являющихся и предсерийными машинами), предназначенных для участия в
"Челлендже" 1934 г. Первая машина Bf-108V1 была облетана 13 июня 1934 г.
Он представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла,
убирающимися главными стойками шасси и хвостовым костылем, закрытой
четырехместной кабиной. Самолеты первой партии, названные Bf 108А,
комплектовались 8-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения "Хирт" НМ 8U (225
л.с.) - за исключением одного экземпляра, получившего 6-цилиндровый двигатель
"Аргус" As 17В (220 л.с). В соревнованиях приняли участие 4 Bf 108А, показавшие
неплохие результаты. Это побудило рейхсминистерство авиации в начале 1935 г.
заказать 32 "Тайфуна" для гражданской авиации, рассматривалась также возможность
применения их в люфтваффе в качестве связных.
Поставки предсерийных Bf 108В-0 начались в июле 1935 г., серийных - в декабре.
Выпуск продолжался до начала 1944 г. Общее количество построенных в Германии (и
оккупированной Франции) "Тайфунов" оценивается в 885 единиц, ещё 285 изготовили
во Франции после войны.
В люфтваффе самолеты Bf 108B/D применялись, главным образом, в качестве
курьерских. Машины этого типа придавались группам и эскадрам боевой авиации,
штабам люфтваффе различных уровней. Для применения в Северной Африке часть
самолетов была модифицирована в вариант Bf 108B-2/trop. Также Bf 108 служили в
составе т.н. "Немецкой авиаслужбы" (Deutsche Luftdienst), где применялись в
различных вспомогательных целях. Встречались "Тайфуны" и в авиашколах, но там их
использовали, прежде всего, как связные, а не учебные.
Bf 108 довольно широко экспортировались. В частности, в 1936 г. 6 Bf 108В-1
заказали ВВС Венгрии (в ходе войны против СССР Венгрии поставили ещё несколько
"Тайфунов"). Эти машины служили в качестве связных при истребительных и
бомбардировочных группах.
12 Bf 108В-1 получила Югославия. Их распределили по связным эскадрильям, а 4
самолета применялись для подготовки пилотов истребителей Bf 109Е. После
поражения Югославии в апреле 1941 г. три "Тайфуна" стали итальянскими трофеями,
правда, в строй удалось ввести лишь одного из них. Ещё четыре Bf 108 получили в
1944 г. ВВС Итальянской социальной республики. ВВС Швейцарии получили 12 Bf
108В-1 в 1939 г., эксплуатируя их до начала 50-х гг.
10 Bf 108В-1 "в пакете" с истребителями Bf 109Е в 1940 г. поставили Румынии. Их
распределили между 111-й и 112-й связными эскадрильями, приданными 1-му и 2-му
авиакорпусам. На таких же "пакетных" условиях в 1941 г. получила 6 Bf 108В в
1941 г. Болгария.
Для испытаний в 1936 г. один Bf 108В купила Япония, а в 1940 г. - два самолета
поставили в СССР. США в 1939 г. купили (или арендовали) три Bf 108В для нужд
своих военного и военно-морского атташе в Берлине (они получили обозначение
XC-44). После вступления США в войну в декабре 1941 г. эти машины были
конфискованы Германией. Один Bf-108В с 1939 г. до начала 50-х гг. служил в ВВС
Чили.
Четыре гражданских Bf 108В, эксплуатировавшихся в Великобритании, после начала
Второй мировой войны были конфискованы британским правительством, и некоторое
время использовались Королевскими ВВС под обозначением "Мессершмитт" "Элдон".
Хотя самолеты и считались самыми скоростными связными машинами, их пришлось
снять с эксплуатации из-за риска спутать "Элдоны" с Bf 109.
В послевоенное время трофейные "Тайфуны" эксплуатировались ВВС Чехословакии(под
обозначением К-70), Польши, Норвегии. Во Франции длительное время служили как
трофейные Bf 108, так и самолеты "Норд" 1000/1001/1002 - последние
эксплуатировались и ВВС, и морской авиацией.
Самолет Мессершмитт Bf-108 оказался весьма передовой в технологическом и
аэродинамическом отношениях конструкцией. Именно эта спортивно-связная машина
может по полному праву считаться предшественником знаменитого истребителя
Bf-109. Интересен тот факт, что Bf 108, или послевоенные Nord 1000, исполняли
роли "Мессершмитт 109" в западных фильмах.