В конце 1938 года Инспекция авиационных школ выдало спецификацию на новый
учебный самолёт предназначенный для замены устаревших Romeo Ro.5 и FIAT AS.1.
Основными к УТС являлись простота в производстве и обслуживании, хорошие
пилотажные характеристики и использование двигателей FIAT А.50 (85 л.с.),
которые производились в Италии в больших количествах. Проектированием такого
самолёта занялась фирма CANSA (Costruzioni Aeronautiche Novaresi S.A.), ранее входившая в Societe Gabardidni и успевшая
отличиться налаживанием лицензионного выпуска истребителя Hanriot HD.1. Работу
возглавил инженер Джакомо Моссо, в кратчайшие сроки представивший проект
учебного самолёта FL.5, названного так в честь итальянского журналиста Франческо
Ломбарди, и представлявшего собой значительно переработанный истребитель HD.1.
Благодаря имеющемуся опыту конструкторская бригада сумела выполнить все
поставленные требования. Фюзеляж имел деревянную конструкцию из ясеня,
укрепленную внутри металлическими стяжками. Хвостовая и центральная часть
обшивалась полотном, носовая часть имела обшивку из листов алюминия. Крыло тоже
было цельнодеревянным и изготовлялось из ели. Его внутренняя конструкция также
имела металлические стяжки.
В ноябре 1938 года проект был полностью готов. К этому времени название самолёта
сначала изменили на F.5, а затем на С.5 в целях стандартизации обозначений.
Первый прототип С.5 (MM.50856) был официально представлен 29 декабря 1939 года,
а с августа по сентябрь 1939 года он проходил всесторонние испытания в Гвидонии.
Тестовые полеты подтвердили расчетные характеристики и самое главное С.5 обладал
отличными акробатическими возможностями.
К серийному производству начали
подготавливать два варианта - одноместный С.5А с мотором FIAT A.50 и двухместный
C.5B, на котором можно было ставить как стандартный двигатель (С.5В\А.50) так и
звездообразный Alpha Romeo 110 (100 л.с.). За следующие три месяца требовалось
сдать шесть опытных образцов и с 1939 года начать постройку 50 серийных
самолётов стоимостью не более 50000 лир каждый. Эти планы вскоре изменились,
поскольку цена на одноместный С.5А выросла до 57000 лир, а на С.5В - до 71000
лир. В расходную смету это явно не укладывалось, поэтому сначала решили заказать
12 предсерийных самолётов (шесть С.5А\А.50, пять С.5В\AR110 и один С.5В\А50),
чтобы определиться какой из вариантов будет лучшим. В итоге решили, что из 50
серийных самолётов все будут иметь мотор FIAT A.50, но из этого количества
35 построят в одноместной модификации и 15 в двухместной. Окончательно этот факт
был оформлен приказом от 24 апреля 1940 года. Самолётам присвоили серийные
номера 51588 - 51637 и они отлично служили в составе Regia Aeronautica до
сентября 1943 года. Из 62 имеющихся к 31 июля самолётов 21 попали в руки немцев,
которые передали их в свои летные школы. Что касается 41 итальянского С.5, то о
них точной информации нет.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
C.5A |
Размах крыла, м |
8.50 |
Длина, м |
6.22 |
Высота, м |
2.52 |
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
453 |
максимальная взлетная |
633 |
Тип двигателя |
1 ПД Fiat A.50 |
Мощность, л.с. |
1 х 85 |
Максимальная скорость , км/ч |
176 |
Крейсерская скорость , км/ч |
154 |
Практическая дальность, км |
640 |
Практический потолок, м |
4650 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|