Подготовка большого количества летного персонала перед Второй Мировой войной
потребовала от ВВС разных стран принятия на вооружения новых типов учебно-боевых
самолетов. Не остались в стороне и англичане, которые в мае 1936 года приняли
спецификацию T6/36. Согласно этой спецификации это должен был быть моноплан с
убирающимся шасси, двойным управлением и кабиной с сидениями, размешенными
рядом. За кабиной должен был быть отсек для подготовки радиооператоров и турель
с пулеметом Lewis (для подготовки стрелков). Кроме того, для обучения
курсанта-пилота стрельбе на самолете должен был быть установлен стреляющий
вперед пулемет Browning, предусмотрена возможность для подвески 16 практических
двухфунтовых (0,9 кг) бомб, люк в полу для установки бомбового прицела и для
обучения курсантов-бомбардиров. Таким образом, этот самолет должен был быть
универсальным.
Компания de Havilland в отпет на требования спецификации создала проект
самолета, который получил наименование D.H.93. Силовая установка самолета должна
была состоять из вращавшего винт изменяемого шага 525-сильного двигателя
воздушного охлаждения de Havilland Gypsy XII (позднее переименован в Gypsy King
I), воздухозаборники которого были расположены в корневых частях крыла и воздух
подавался к двигателю с задней его части. D.H.93 должен был оснащаться
убирающимися основными стойками шасси. Этот весьма передовой проект был одобрен
Министерством авиации, и был выдан заказ на постройку прототипа. Конкурентами
компании de Havilland выступили Avro, предложившая два проекта – Type 676 и 677
(оба должны были оснащаться двигателем Rolls-Royce Kestrel) и Miles, выступившая
с проектом M.9 Kestrel, который правда отвергли, так как по основным показателям
он не устроил военных.
Первый прототип компании de Havilland (военный номер L2387) был построен быстрее
и впервые поднялся в воздух 18 июня 1937 года. Свое наименование Don самолет
D.H.93 получил в честь титула британских университетских профессоров, четко
отражающего его роль в качестве учебного. Второй D.H.93 Don (L2388) вышел из
цеха в декабре 1937 года, а массовый выпуск был намечен на весну следующего год.
D.H.93 имел цельнодеревянную конструкцию, ранее примененную при создании
гоночного и пассажирского самолетов D.H.88 Comet и D.H.91 Albatross и затем
усовершенствованную при разработке скоростного бомбардировщика D.H.98 Mosquito.
Министерство авиации заказало 250 экземпляров D.H.93 Don, указав, что также
нуждается в 4-6-местном самолете связи.
Философия D.H.93 Don состояла в том, чтобы учебно-тренировочным самолетом одного
типа удовлетворить потребности в подготовке целого ряда специальностей для
летных экипажей – пилотов, радистов, наблюдателей, штурманов, бомбардиров и
стрелков. Для обучения курсантов различных летных специальностей мог быть
использован двухмоторный многоцелевой тренировочный самолет Airspeed AS.10
Oxford, обладавший превосходными характеристиками. Однако вскоре выяснилось, что
большое количество AS.10 необходимо для подготовки экипажей многомоторных
тяжелых бомбардировщиков, производство которых заказали резко увеличивавшие свою
численность Королевские ВВС. В то же время оказалось, что двухмоторные "летающие
классы" лучше справляются с ролью учебных машин, нежели D.H.93 Don с его
относительно тесным салоном. Кроме того, было также очевидным, что для
подготовки пилотов для заказанных в серийное производство новых скоростных
истребителей Hurricane и Spitfire будут необходимы учебные самолеты с более
высокими характеристиками.
В результате изменения приоритетов Министерство авиации отменило заказ на 250
экземпляров D.H.93 Don. Вместо него были дополнительно заказаны Avro Anson
(первоначально это был небольшой пассажирский авиалайнер, переделанный в
патрульный самолёт береговой охраны) для использования в качестве учебных и
увеличен заказ на Airspeed Oxford. Кроме того, для обучения пилотов истребителей
был запущен в крупносерийное производство Miles M.9 Master – вариант
первоначально отвергнутого Miles M.9 Kestrel.
Позднее самолеты компании Miles Aircraft были дополнены поставлявшимися по
ленд-лизу North American Harvard. Специально для обучения радистов
использовались одномоторные отечественные Percival Proctor, имевшие по сравнению
с D.H.93 Don меньшие габариты и худшие летные характеристики. Это означало, что
из всех указанных в спецификации первоначальных вариантов применения для D.H.93
Don оставалась открытой вакансия лишь самолета связи.
Производственный заказ на D.H.93 Don был сокращен до 50 экземпляров, из которых
48 были в конфигурации 4-6 местного связного самолета с установленным вместо
задней пулеметной башни небольшим пассажирским салоном. Но в данной конфигурации
были изготовлены и доведены до пригодного к полетам состояния лишь 30 машин.
Один самолет (военный номер L2394) был передан в состав 24-й эскадрильи, а еще
десять машин были выделены различным авиабазам Королевских ВВС в качестве
"сдаваемых напрокат" связных самолетов. Один D.H.93 Don (военный номер L2412)
был выделен Королевскому авиационному НИИ (RAE – Royal Aircraft Establishment),
еще один (военный номер L2391) – Научно-исследовательскому центру авиации и
вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE),
Мартлшем-Хит, и, наконец, еще одна машина была выделена расположенной в
Крэнвелле (Cranwell) школе подготовки специалистов по электрооборудованию и
радиотехнике №1 (No 1 Electrical and Wireless School). Еще десять машин были
выделены различным летным училищам, разбросанным по всей территории
Великобритании, но некоторые из них, возможно, были лишь статическими учебными
экспонатами. Остальные самолеты остались без двигателей и должны были
использоваться в качестве учебных планеров в технических училищах Королевских
ВВС.
В некоторых источниках утверждается, что установленные на D.H.93 Don двигатели
Gypsy XII показали себя не с самой лучшей стороны. Сообщалось, что основной
проблемой был перегрев, хотя лишь один D.H.93 Don был потерян в аварии (L2391 из
A&AEE). После этого происшествия никаких других аварий не было. Всего было
изготовлено 90 экземпляров двигателя Gypsy XII, так что неудивительно, что
компания de Havilland не удосужилась исправить все недочеты этого мотора.
Различные комментаторы, оправдывая "провал" D.H.93 Don, утверждали, что самолет
был отвергнут после испытаний Министерства авиации в Мартлшем-Хите. В рассказах
комментаторов подразумевалось, что в ходе проведенных в RAE испытаний было
установлено, что мощности двигателя не хватало для столь тяжелого самолета.
Однако никаких реальных доказательств этих объяснений не было. Казалось, что
характеристики были немного разочаровывающими, немного не достигая указанной в
спецификации T6/36 максимальной скорости 200 миль/ч (322 км/ч), однако не это
было огромным провалом D.H.93 Don, а осознание Министерством авиации, что один
тип самолета не сможет удовлетворить потребности в подготовке всех летных
специальностей. В конце тридцатых годов приоритеты в подготовке летного состава
значительно изменились. Необходимость более длительной и более тщательной
тренировки штурманских навыков была особенно очевидной, и дополнительное
помещение в салонах таких двухмоторных самолетов, как Avro Anson и Airspeed
Oxford, создавало много преимуществ для такого обучения.
В отличие от других британских авиастроительных компаний, de Havilland не так
сильно зависела от заказов Королевских ВВС, предпочитая усиливать свои позиции
на рынке гражданской авиации. Благодаря такой политике в середине тридцатых
годов она была самой успешной и самой прибыльной британской авиационной
компанией. В монтаже производственной линии для изготовления 250 самолетов
D.H.93 Don и последовавшем за этим сокращении заказа до 50 машин компания de
Havilland увидела подтверждение мнения, что ведение дел с правительством ведет к
неприятностям! Однако компания была вознаграждена дополнительным заказом на
учебные самолеты Tiger Moth, а также заказом на производство взамен D.H.93 Don
некоторого количества Airspeed Oxford. Учебные самолеты Oxford были изготовлены
компанией de Havilland на заводе в Хэтфилде (Hatfield) вместе с пассажирскими
самолетами D.H.89 Dominie и беспилотными мишенями D.H.82B Queen Bee. После того
как было заказано серийное производство бомбардировщиков Mosquito, изготовление
D.H.89 Dominie было переведено в Лафборо (Loughborough), а производственная
линия Airspeed Oxford была закрыта.
Во всех опубликованных источниках автору не удалось найти информации о D.H.93
Don, оставшихся в пригодном для полетов состоянии к началу Второй Мировой войны.
Все оставшиеся D.H.93 использовались в качестве учебных планеров (двигатели
Gypsy XII были сняты с них, что позволило поддерживать небольшой флот
авиалайнеров D.H.91 Albatross в летнопригодном состоянии вплоть до 1943 года).
Однако со своей стороны Джаник Гилен (Janic Geelen) автор книги "Великолепное
предприятие – самолеты Moth Major и Moth Minor" (Magnificent Enterprise – Moths
Majors and Minors) предположил, что компания de Havilland в первые годы войны,
возможно, сохранила один D.H.93 Don в качестве собственного связного самолета.
Мне всегда казалось странным, что незадолго до начала Второй Мировой войны
Великобритания могла позволить себе отказаться от уже построенных пятидесяти
современных монопланов. Если предположить, что проблема была в непредсказуемости
работы двигателя Gypsy XII, то ее можно было исправить установкой надежного
радиального двигателя. Можно представить себе D.H.93 Don с девятицилиндровым
радиальным двигателем: 550-сильным Pratt & Whitney Wasp, либо с обеспечивавшими
более заметный прирост летных характеристик 800-сильными Bristol Mercury или
Perseus. С заглушенными воздухозаборниками двигателя Gypsy XII учебный самолет
D.H.93 Don вполне смог бы остаться типичной для компании de Havilland эстетичной
машиной. Впрочем, все это лишь полет фантазии.
(с) alternathistory.com