В конце 1930-х годов Фрэнсис
Ломбарди (Francis Lombardi) возглавил работы по
проектированию легкого многоцелевого самолета FL.3.
В группу Ломбарди так же входили инженера Giacomo Mosso, Ugo
Graneri и Pier Aldo Mortara, а инженер Gianini, специально разработал
профиль крыла для него NACA 23012.
Специально
для производства FL.3 было
образовано предприятие AVIA (Azionaria Vercellese Industrie Aeronautiche).
Первый полёт прототип самолета совершил 6 ноября
1938 года. Во время
испытаний в Верчелли присутствовал сам Муссолини, которому самолёт очень
понравился.
FL.3
представлял собой низкоплан с консольным крылом и неубираемым
шасси, оснащенный рядным двигателем Persy (45 л.с.) чехословацкого
производства, который также устанавливался на самолёт Zlin XII. Летчик и
пассажир в кабине размещались бок о бок. В 1939 году его цена составляла
55,000 итальянских лир: это был самый дешевый самолет из доступных,
хорошо построенный и аэродинамически продуманный.
В конце 30-х годов в Италии стали
проводить обновление парка
самолетов. С появлением новых
скоростных истребителей стал вопрос о
переподготовке летчиков летающих на
старый машинах. ВВС Италии (Regia Aeronautica) заинтересовалось моделью
самолета FL.3.
Хотя
самолет первоначально задумывался как
прогулочный, он показал требуемые
характеристики и был прост у удобен в
управлении. Фюзеляж самолета был
цельнодеревянным с U-образным
поперечным сечением. Конструкция серийных самолётов, получивших
обозначение FL.3, практически не отличалась от прототипа. Исключение
составил лишь двигатель, который заменили на итальянский CNA D IV (60
л.с.).
В 1939 году Regia Aeronautica
заказали первую партию из 50 машин. в этом
же году самолет был принят на
вооружение. С некоторых самолетов снимались винты (но не
моторы, которые необходимо было оставлять для сохранения центровки),
после чего машины могли использоваться как учебные планеры.
Рядовые
пилоты Королевских ВВС были далеко не в восторге от новой техники. Дело
было не лётных характеристиках машины, а в её внешнем виде и несколько
необычной компоновке. Отмечалось, что при посадке неопытный пилот мог
задеть землю консолью крыла, выполнять фигуры высшего пилотажа на FL.3
было достаточно опасно, а кроме того, мощность двигателя была
недостаточной. Вместе с тем FL.3 был легок в управлении и как нельзя
лучше походил для начального обучения лётного состава. В ряде случаев
полностью закрытая кабина пилота и курсанта "модернизировалась" путем
демонтажа её открываемой части.
В сентябре
1941 года прибывавшая в Италии хорватская делегация высказала
заинтересованность в приобретении небольшой партии FL.3 и в ноябре ей
для демонстрационных полётов выделили один самолёт в регистрационным
номером I-VERC. Официальный контракт был подписан 20 февраля 1943 года -
в Хорватию надлежало отправить пять самолётов с открытой и пять с
закрытой кабиной.
В скором
времени FL.3 нашли себе применение в рядах Luftwaffe. После частичной
оккупации Италии немецкое командование распорядилось перегнать все
пригодные для дальнейшего использования самолёты в Германию - в числе
прочей техники оказалось и 250 FL.3. Из этого количества 145 самолётов
использовались в лётной школе в Вене (Австрия), а также в эскадрильях
Fliegerschule FFS A/B 14 в Клагенфурте и A/B 2 в Страссбурге. В конце
1943 года часть самолётов передали Республике Сало, причем некоторые из
FL.3 не имели двигателей и в дальнейшем использовались в качестве
планеров или наглядных пособий.
Всего за годы войны было
произведено более 400 экземпляров FL.3.
Иногда самолет использовался как
пилотажный и в этом случае вторую кабину
закрывали. После войны несколько
десятков FL.3 были переданы в гражданские
летные училища.
На основе серийных FL.3
было построено несколько опытных вариантов. В 1942 года появилась
модификация оснащенная поплавками и опытный самолёт L4, оснащенный
двигателем CNA мощностью 70 л.с. и двойным управлением. Планировалось,
что максмальная скорость увеличится до 230 км\ч, а дальность до 1000 км,
однако во время испытаний в Раймондо эти показатели достигнуты не были.
Чуть позже появилась модификация FL.3C с улучшенной механизацией крыла -
этот вариант оснащался закрылками типа Hanley-Page и элеронами типа
Junkers. Самолёт проходил испытания в 1943 году, но так и остался на
стадии прототипа.
В 1945 году после окончания
войны серийный выпуск возобновился под маркой
FL.3 Aviasterlet, уже с мотором Continental C-85 мощностью 85 л. с. В
1947 году фирма AVIA была поглощена группой "Lombardi", но производство
самолетов F.L.3 продолжалось до 1948 года. Всего было собрано около 700
машин.
С 1946 года FL.3 принимали
активное участие во всех воздушных праздниках и парадах, причем
несколько самолётов было продано в Швейцарию, где они получили название
"AVIA Starlet". Кроме того, с 1947 года в авиационной школе под Римом на
FL.3 проходили обучение будущие пилоты ВВС Израиля. Большая часть
самолётов этого типа была выведена из эксплуатации в середине 1950 годов,
но отдельные экземпляры сохранились до настоящего времени.
Позже компания Fulvio Lauri
под названием Meteor восстановили производство разработав несколько
новых моделей.