В 1937 году морская авиация Голландии (MDL) обратилось к фирме Fokker с
предложением создать новый тренировочный самолёт, взамен устаревших S.III.
Разработанный в короткие сроки проект Fokker S.IX (или S.9) был двухместным
бипланом с открытыми кабинами пилотов и неубираемым трехстоечным шасси с
хвостовым колесом. Фюзеляж самолёта собирался из стальных труб и большей частью
покрывался полотном, за исключение мотокапота. Крыло имело деревянную
конструкцию и также полотняную обшивку. В качестве силовой установки
использовался 6-цилиндровый двигатель Menasco B-6 "Buccanear" (165 л.с.). MDL одобрила проект и в том же году заказала 27 экземпляров с серийными номерами
S-20 - S-46. Потом правда заказ сократили до 15 машин (S-20 - S-34). Первый из
них был прототипом серии и совершил первый полет 1 ноября 1937 года под
управлением пилота Хидде Леегстра. С июля по октябрь 1938 г. (в других
источниках - до ноября 1939 г.) самолёт проходил всесторонние испытания под
надзором представителей MDL и только после этого заказ на выпуск серийной
продукции был полностью подтвержден. В первую очередь самолётами S.IX планировалось переоснастить ВВС Голландской
Ост-Индии, которые уже давно мечтали получить технику поновее, но пока шло
серийное производство вспыхнула война и в июне 1940 года все "колониальные" S.IX
находились на авиабазе Де Коой (De Kooy). Чуть ранее, в декабре 1938 года, интерес к S.IX проявили ВВС Голландии (Luchtvaart
Afdeling - LVA). Используемые в то время бипланы S.IV устарели не только
морально, но и технически, поэтому для их замены тоже потребовался более
современный учебный самолёт. С фирмой Fokker оформили контракт на производство
20 самолётов (номера 31 - 50), причем отличались они другим типом двигателя. По
требованию ВВС самолёты оснащались звездообразными моторами Armstrong Siddeley "Genet
Major" IA (165 л.с.). Сделано это было не случайно. Дело в том, что в это же
время фирма Kromhout Motorenfabriek из Амстердама купила лицензию на
производство этих моторов, что значительно упрощало их обслуживание. Тем не
менее, первые 12 собранных S.IX получили моторы "Genet Major" закупленные в
Великобритании. Первый самолёт из этой партии носил регистрационный код Х-3 и
был облетан в октябре 1939 г. Отличительной чертой этого образца был капот NACA.
После мобилизации опытный S.IX получил военный бортовой код 996 и поступил на
военную службу. Тем временем удалось организовать выпуск лицензионных
двигателей, первый из которых собрали в декабре 1939 года, а самолёты S.IX
получили их в феврале 1940 года. Месяцем ранее LVA заключило новый контракт на
выпуск дополнительной партии из 20 самолётов (номера 51 - 70), но до 10 мая ни
один из них собрать не успели. В некоторых изданиях модели с рядным мотором (для
MDL) и радиальным (для LVA) именовались как S.IX\1 и S.IX\2 соответственно. Голландские лётчики хорошо отзывались о лётных качествах S.IX, правда летать на
этих самолётах им довелось совсем недолго. Во время короткой кампании на
Западном фронте весной-летом 1940 года половина тренировочных самолётов S.IX
была уничтожена на авиабазе Де Коой во время налетов немецкой авиации. Несколько
машин все же удалось эвакуировать во Францию, и по некоторым данным единичные
образцы попали затем в Великобританию. Оставшиеся в Голландии самолёты
использовались затем в составе Luftwaffe и в скором времени отправились на слом. После войны, в 1946 году, голландская фирма Frits Diepen Vliegtuigen решила
возобновить эксплуатацию S.IX и заказала фирме Fokker сборку ещё трех машин этой
марки с двигателями "Genet Major" и капотами NACA. Построенные экземпляры
получили гражданские регистрационные коды PH-NAR, PH-NAS и PH-NAT. Вместе с
тремя самолётами Koolhoven FK-43 (их тоже построили на фирме Fokker и часто
называли "Fokholven") они служили для обучения пилотов и для демонстрационных
целей, пока в начале 1950-х гг. их не заменили Fokker S.25 и S.11.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.IX |
Размах крыла, м |
9.50 |
Длина, м |
7.80 |
Высота, м |
2.90 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
685 |
максимальная взлетная |
975 |
Тип двигателя |
1 ПД Armstrong Siddеley Genet Major |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость , км/ч |
180 |
Крейсерская скорость , км/ч |
152 |
Практическая дальность, км |
710 |
Практический потолок, м |
4300 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|