Планерный завод, производивший планеры Грибовского, закрыли в марте 1939 г. в связи с передачей его профессору Левкову для постройки аппаратов на воздушной подушке. Опытный отдел завода ликвидировали, а Грибовского зачислили в резерв Управления Авиации Осоавиахима. В этих условиях конструктор добился перевода в систему наркомата авиапромышленности (НКАП).
Первоначально, в декабре 1939 г., КБ Грибовского создается как филиал завода №301, с размещением в здании недостроенного гаража Мосвоенторга в подмосковном поселке Павшино. В этот период
разрабатываются несколько эскизных проектов учебных самолетов, один из которых - одноместный тренировочный истребитель Г-28 (ТИ-28,
Гр - Кречет)
утвержден руководством ВВС и внесен в план дальнейших работ. 10 марта
1940 г. следует приказ об образовании опытного конструкторского бюро №28
(ОКБ-28) НКАП во главе с Главным конструктором В.К. Грибовским.
ТИ-28 - свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом площадью 11,6
м2. Профиль крыла RAF-34. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина летчика
закрытая со сдвижным назад фонарем. Хвостовое оперение обычной схемы с
изящными, характерными для творчества Грибовского, обводами киля и руля
поворота. Для упрощения самолета и снижения производственных расходов
одностоечные шасси, крепившиеся к лонжерону крыла, как и хвостовое
колесо, спроектированы неубирающимися. В конструкции тренировочного
истребителя максимально использовано дерево. Не только фюзеляж, но и
крылья ТИ-28 деревянные. Стабилизатор, щитки, каркасы рулей поворота и
высоты - дюралевые, обшитые полотном. Рули с полной весовой
балансировкой и аэродинамической компенсацией.
Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного двигателя
воздушного охлаждения перевернутого типа МВ-6. Его взлетная мощность 240
л.с. Винт двухлопастный, фиксированного шага. В соответствии с главным
назначением кабина летчика имела оборудование, необходимое для
совершенствования техники пилотирования не только днем, но и ночью, на
больших высотах. Для отработки навыков стрельбы и бомбометания на ТИ-28
был установлен один синхронный пулемет ШКАС с запасом 400 патронов,
фотокинопулемет и коллиматорный прицел ПАК-1. На балках под крылом могли
подвешиваться бомбы калибром 10, 25 или 40 кг.
Самолет построили весной 1940 г., а первый полет на нем совершил летчик ЛИИ В.Гаврилов 22 мая. Менее чем за месяц ТИ-28 прошел все летные испытания.
Помимо заводского испытателя В.Гаврилова, ТИ-28 опробовали в воздухе
ведущие летчики-испытатели М.Громов, А.Юмашев и П.Стефановский. Испытатели отмечали его хорошие пилотажные
свойства. Для улучшения разгонных характеристик рекомендовалось установить двигатель МВ-6А и вновь испытать самолет. Но в связи с началом войны все работы по ТИ-28 были прекращены. В 1941 году
опытный экземпляр перелетел в Свердловск, однако дальнейшая его судьба неизвестна.
Строился и второй экземпляр ТИ-28, который Грибовский при эвакуации забрал с собой, надеясь довести до летного состояния. Однако на новом месте такой возможности не представилось.
В марте 1941г. в ОКБ-28 началась разработка двухмоторного тренировочного самолета "Беркут". В соответствии с эскизным проектом построили полноразмерный макет, который рассматривала комиссия ВВС.
Но при эвакуации спасти "задел" по машине не удалось. Документацию и макет "Беркута" уничтожили, в дальнейшем работы по нему не возобновлялись.
Конструкторский коллектив сосредоточил свои усилия на создании десантных
планеров, в частности, серийного Г-29 (Г-11).
Подводя итог работы В.К. Грибовского в Наркомате авиапромышленности, следует отметить, что ему в короткий срок удалось создать полноценное КБ, способное вести самостоятельную разработку сложных
образцов авиатехники.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Г-28 |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина, м |
7.66 |
Высота, м |
2.80 |
Площадь крыла, м2 |
11.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
897 |
нормальная взлетная |
1157 |
Тип двигателя |
1 ПД МВ-6 |
Мощность, л.с. |
1 х 220 |
Максимальная скорость , км/ч |
275 |
Крейсерская скорость , км/ч |
226 |
Практическая дальность, км |
500 |
Практический потолок, м |
6600 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение |
синхронный 7.62-мм пулемет ШКАС, фотокинопулемет и до 40 кг мелких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Г-28 |
Схемы:
|
Г-28 |
Варианты окраски:
|
Г-28 |
|
Уголок неба. 2004
|