В 1928 г Мицубиси приступила в порядке личной инициативы к разработке одномоторного тренировочного самолета, способного помимо пилота-инструктора
поднять и трех-четырех курсантов. Самолет проектировался английским инженером Гербертом Смитом -
бывшим сотрудником "Сопвич авиэйшн". В декабре 1928
Г. Смит представил на рассмотрение проект самолета
деревянной конструкции, получивший фирменное обозначение М-13. Правда, до постройки опытного образца дело не дошло, так как фирме не удалось заручиться поддержкой японского флота.
Проект был воскрешен в 1929 г, когда флот заказал два опытных самолета уже по другому проекту Ка-
2, представленному сотрудником Мицубиси Енгом Хаттори. Hовый самолет представлял собой парасоль с
фюзеляжем сварной конструкции и тканевой обшивкой. Двигатель - лицензионный вариант 8-цилиндрового "Испано-Сюиза" жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с., выпускавшийся на Мицубиси. Самолет получил фирменное обозначение 4MS1, а во флоте
назывался K3M1. Первый опытный самолет был готов
в мае 1930 г и вскоре был облетан пилотом Hакава. В
воздухе самолет оказался неустойчивым. Второй опытный самолет был аналогичным первому, но третий и
четвертый имели большую V-образность крыла, что
улучшило устойчивость в полете. Однако самолет все
еще страдал от "детских болезней" - двигатель сильно
вибрировал, перегревался, поэтому прежде чем принять
самолет, флот потребовал поставить на него мотор
воздушного охлаждения Хитачи "Амаказе"-11 мощностью 340 л.с. После этого самолет был запущен в серию под обозначением
K3M2 "учебный самолет морской тип 90 модель 1 ". Самолет кроме Мицубиси выпускала "Айчи токей денки К.К.".
K3M2 вооружался 7,7-
мм пулеметом на открытой турели. Пилот также располагался в открытой кабине над крылом, а два курсанта в закрытой кабине под крылом. Самолет имел
интересную особенность - специальный противокапотажный "кабан", являющийся как бы продолжением
подкосов стоек шасси. Под крылом можно было подвесить топливные баки.
В 1933 г японская армия также проявила живой
интерес к самолету. Специально для нее самолет был
перепроектирован Масакиси Мизумо. Самолет стал
"конструкцией 7" - Ки-7. Первый опытный самолет для
армии был готов в декабре 1933 г. Он получил 475-
сильный двигатель Мицубиси "тип 4" воздушного охлаждения. Ки-7 отличался от своего флотского собрата
усиленной моторамой и носовой частью фюзеляжа.
Правда, первый опытный самолет был разбит в самом
начале испытаний. Второй опытный Ки-7 был оснащен
двигателем Hакадзима "Котобуки" мощностью 450 л.с.
Hо после потери интереса армии к самолету он был
переделан в пассажирский для "Токио коку К.К.". Самолет получил обозначение "гражданский транспортный самолет MS-1" и регистрацию
J-BABQ. Его переоснастили на двигатель "Бристоль-Юпитер"-У1 мощностью 420 л.с., а шасси было сменным -поплавки или
колеса.
В 1939 г производство флотского варианта самолета было переведено на "Ватанабе теккосо", которая
выпускала улучшенный вариант "учебный самолет морской тип 90 модель 2" (K3MЗ). Самолет был оснащен
двигателем Hакадзима "Котобуки"-2 КАИ-2 мощностью 580 л.с., а киль был увеличенной площади по образцу гражданского варианта. Всего было построено 624
K3M, включая 247 K3M2, выпущенных на Айчи и 301
K3MЗ, выпущенных на Ватанабе. Обе модели самолета
K3M2 и K3MЗ интенсивно использовались во время
войны для подготовки пилотов, а небольшое количество самолетов было переделано в транспортные К3М3-L. При этом самолет мог перевозить четырех-пятерых
пассажиров.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
K3M3 |
Размах крыла, м |
15.78 |
Длина, м |
9.54 |
Высота, м |
3.82 |
Площадь крыла, м2 |
34.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1360 |
нормальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД Nakajima Kotobuki 2 |
Мощность, л.с. |
1 х 580 |
Максимальная скорость , км/ч |
230 |
Крейсерская скорость , км/ч |
186 |
Практическая дальность, км |
790 |
Скороподъемность, м/мин |
526 |
Практический потолок, м |
6390 |
Экипаж, чел |
2-4 |
Вооружение: |
один 7,7-мм пулемет "тип 92 четыре 30-кг авиабомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|