Когда в 1933 г японская армия провела испытания опытного варианта учебного самолета R-5 под 125-сильный двигатель A.D.C. "Циррус-IV", выпущенного Tachikawa Hikoki K.K. в инициативном порядке, армейские испытатели сочли самолет слишком небольшим для такой цели. Hесмотря на эту
неудачу, представителей Tachikawa пригласили в марте 1934 г. на
встречу с персоналом армейской летной школы в Токорозаве для обсуждения требований к будущему учебному самолету. Месяц спустя
воздушный штаб предложил Tachikawa спроектировать самолет, который можно
было бы использовать и в качестве учебного и в качестве переходного самолета. Переходный самолет должен был иметь
двигатель Hitachi Ha-13a мощностью 350 л.с. и оборудование для полетов по приборам. С
этим двигателем самолет должен был достигнуть скорости 220 км/ч и иметь продолжительность полета 3,5
часа. Конструкция должна была выдерживать 12-кратную перегрузку. Учебный вариант самолета
должен был получить 150-сильный двигатель Nakajima-NZ, но
без специального оборудования. Тачикаве такая "полиморфия" не очень понравилась, но воздушный штаб
ссылался на опыт конструкторов Польши и Швеции и
настаивал на своих требованиях.
Самолет был сконструирован Риокичи Ендо, и до
конца 1934 г были построены три Кi-9. Первый
самолет получил двигатель Ha-13a и полетел 7 января 1935
г. Управление самолетом оказалось довольно тяжелым,
маневренность - неважной, так как центровка оказалась слишком передней. Кроме
того, амортизаторы шасси оказались слишком жесткими. После небольших доработок самолет полетел
уже 9 января и был испытан на штопор, после чего его отправили для официальных
испытаний в Токорозаву. Второй самолет был выполнен с тем же мотором, а третий получил 150-сильный
Nakajima и играл роль прототипа учебного варианта.
С более легким двигателем центровка самолета
стала задней, что резко ухудшило управляемость на взлете.
По результатам официальных испытаний в Токорозава был принят только самолет с
Ha-13a, который запустили в серию под обозначением "переходной учебный самолет армейский тип 95-1 модель А".
Улучшенная версия самолета получила обозначение "модель В"
(Кi-9 КАИ). Последний вариант был легче, с более
прочными стойками шасси и укороченным фюзеляжем.
Последние доработки позволили исправить центровку,
и тем самым улучшить управляемость. Всего было выпущено 2618
Кi-9, которые строились на Тачикаве и "Токио хикоки" - на последнем выпущено 220 самолетов.
Учебный Кi-9 оставался на вооружение японской армейской авиации в течение всей войны на Тихом
океане. Он также поставлялся союзникам Японии - в
Таиланд, в Маньчжурию, а после войны использовался
индонезийскими повстанцами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ki-9 |
Размах крыла, м |
10.32 |
Длина, м |
7.525 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
24.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1015 |
максимальная взлетная |
1425 |
Тип двигателя |
1 ПД Hitachi Ha-13a ("Армейский тип 95" -9) |
Мощность, л.с. |
1 х 350 |
Максимальная скорость , км/ч |
240 |
Крейсерская скорость , км/ч |
150 |
Продолжительность полета, ч.мин |
3.30 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
204 |
Практический потолок, м |
5500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|