Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался
двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ. сдвоенным управлением самолетом и двигателем, а также
неубирающимся костыльным колесом. Количество бензобаков сократили до трех, сохранив одну пушку НС-23 с боезапасом 100 патронов.
Дополнительно установили оборудование для ночных полетов, шторки для обучения полету по приборам в передней
кабине, фотоустановку для плановой съемки, переговорное устройство и приспособление для буксировки конуса.
В мае 1947 г. Ла-9В прошел заводские испытания, выполнив 8 полетов, а 2 июня начались госиспытания. Ведущим
инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком - И.М. Дзюба.
Как и любая новая техника. Ла-9В обладал рядом дефектов и недостатков. Впрочем, это не помешало в выводах
"Акта..." по результатам госиспытаний отметить, что самолет "по пилотажным и летно-техническим данным, а также по объему оборудования может быть широко
использован в школах и частях ВВС в качестве учебно-тренировочного истребителя для обучения и тренировки летного состава.
По пилотажным качествам, устойчивости и управляемости самолет аналогичен одноместному боевому самолету Ла-9
с мотором АШ-82ФН и доступен летчикам средней квалификации для пилотирования, как с передней, так и надпей кабин..."
С апреля 1948 года началось серийное производство "спарки" на заводе №99 в г. Улан-Удэ под обозначением
УТИ-Ла-9 (УТИЛа-9. изделие "49"). В этом же году машину №49990609 перегнали в НИИ ВВС на контрольные испытания.
После их завершения самолет передали на 301-й завод для доработок. На "спарке" заменили пушку на пулемет
УБС-12,7. Вместо прицела АСП-1Н установили АСП-3Н, а также новое светотехническое и противопожарное оборудование. Костыль заменили на новый по типу
Ла-11.
В таком виде самолет прошел госиспытания и был рекомендован в серию. Ведущими по машине были летчик
П.М.Стефановский и инженер-летчик И.Н.Соколов.
В заключении "Акта..." по результатам госиспытаний отмечалось, что "применение УБС (пулемета - прим,авт.)
позволяет использовать самолет для проведения учебно-тренировочных полетов со стрельбой не только по наземным, но и по воздушным целям". Ведь при
стрельбе из пушки имелась большая вероятность поражения не только мишени-конуса, но и буксировщика.
С 1947 года 99-й завод выпускал и боевые машины. Испытания первой из них №01-01, собранной из деталей 21-го
завода, начались 9 июля. Завод выпускал "спарки" как с пулеметами УБС, так и пушками НС-23.