История этого самолета началась в конце 30-х годов в Брауншвейгском
Техническом институте. Профессор Герман Винтер преподававший на авиационном
факультете предложил свои студентам совместно разработать легкий самолет,
удовлетворявший принципу "безопасный даже для глупцов".
Так, появился проект названный LF.1 "Zaunkonig". Конструктивно LF.1 представлял
собой моноплан-парасоль деревянной конструкции, оснащенный маломощным, но
экономичным двигателем Zundapp 9-092 (50 л.с.). Работы над самолетом были начаты
в 1939 году. Этим проектом заинтересовались в Рейхсминистерстве авиации RLM,
потребовав предоставить самолет для испытаний к осени 1940 года. В середине 1940
года в опытном цехе института было начато строительство первого прототипа
самолета LF.1V-1. Постоянные задержки с поставкой комплектующих привели к тому,
что самолет был закончен лишь 15 декабря 1940 года,
и через два дня самолет с
регистрационным кодом D-YBAR впервые поднялся в воздух.
К этому времени интерес к гражданским самолетам упал до нуля, для Третьего Рейха
требовались лишь боевые машины. И Герман Винтер предложил новую концепцию
использования LF.1. После незначительных доработок самолет можно было
использовать как:
-
самолет-разведчик для подводных лодок;
-
буксировщик для планеров;
-
учебно-тренировочный самолет;
-
легкий противотанковый штурмовик.
В последнем варианте LF.1 представлял собой легкий и недорогой в производстве
самолёт, предназначенный для нанесения единственного штурмового удара, и который
не жалко было бы потерять в бою. В качестве вооружения был предусмотрен один
противотанковый гранатомет "Panzerfaust", установленный на верхнем крыле, а
пилот в качестве личного оружия мог брать с собой карабин.
В целом, профессор Винтер повторил принцип, несколько ранее предложенный
советским авиаконструктором Томашевичем, в конце 1941 года построившим и
испытавшим легкий штурмовик "Пегас", но в более радикально форме. Метод
использования легкого штурмовика не отличался особой оригинальностью и стал
типичным примером оружия "спасение нации". По представлению разработчиков, пилот
штурмовика, пройдя краткий курс обучения управлением самолётом, должен был сразу
идти в бой. Для опытных строевых пилотов процесс обучения не превышал 5 минут,
для малоопытных летчиков - 30 минут (!). Чтобы усилить эффект от удара по
наземным целям предлагалось массированное применение штурмовиков, летевших
тесной группой в 300 самолётов на высоте 1000 метров. Стоит ли говорить, что для
зенитной артиллерии и истребителей столь тесный боевой порядок был бы отличной
мишенью, и шансов уцелеть у немецких летчиков при встрече с ними практически не
было. К счастью как и в случае с советским "Пегасом" здравый смысл оказался
сильнее фанатизма и LF.1 так и не применялся в роли штурмовика.
Второй прототип LF.1V-2 был изготовлен в 1943 году в роли учебно-тренировочного
самолета для начального обучения пилотов. Однако и этот вариант не нашел
интереса у военных.
Следующий этап жизни самолета начался после войны. Такая простая и надежная
машина заинтересовала англичан, которые перевезли её для исследований в Royal
Aeronautical Establishment (RAE). После многочисленных испытаний LF.1 был
передан для гражданского использования и получил регистрационный номер G-ALUA. В
течение 10 лет "Zaunkonig" 641 раз поднимался в воздух, налетав при этом 368
часов. Затем его продали в Ирландию, где он эксплуатировался до 1976 года. В
1978 году после долгих скитаний за рубежом LF.1 был возвращен в Германию. В 1996
году этот экземпляр занял свое почетное место в Немецком музее.
Для полной картины следует так же упомянуть еще третий экземпляр самолета
простроенный профессором Винтером в 1954 году и четвертый, взлетевший в 1957
году. Этот, последний, экземпляр LF.1 летал до 2000 года.