В начале Второй Мировой войны и особенно во время битвы за Британию основной
продукцией авиационной промышленности Соединенного королевства были боевые
самолеты. Так получилось, что учебные самолеты и особенно современные самолеты
для обеспечения связи были несколько задвинуты в сторону. Уже в 1941 году стало
сказываться отсутствие подходящего современного учебного и многоцелевого
связного самолета, чему не могли помочь поставки из США в рамках закона о
ленд-лизе.
Заметные пробелы в оснащении королевских ВВС и, следовательно, наземных
подразделений воздушных сил Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA) пытался
заполнить опытный авиаконструктор Джордж Майлз, работавший вместе со своим
братом Фредериком Джорджем в компании Phillips & Powis Aircraft Ltd. (Phillips &
Powis) [1]. Братья Майлз разрабатывали в Phillips & Powis самолеты с 1933 года –
момента прихода в компанию, – и их машины имели типовое обозначение Miles. В
1941 году Джордж Майлз взял за основу разработанный в 1936 году проект
четырехместного туристического самолета и должным образом модернизировал и
адаптировал его для нужд Королевских ВВС. Над проектом вместе с Майлзом работал
техник Рей Борнон (Ray Bournon), работавший раннее неподалеку на небольшой
фабрике.
В результате был создан проект самолета, получившего обозначение M.28 и характеризовавшегося всеми атрибутами боевых самолетов тех лет: убирающееся
шасси, закрылки, винт постоянной скорости с изменяемым шагом (в перспективе) и
современные аппаратура и радиооборудование. Как и в случае с другими самолетами
Джорджа Майлза пилотирование Miles M.28 должно было быть простым и доступным
пилотам низкой квалификации. Джордж Майлз предполагал, что M.28 сможет быть
применен не только для обеспечения связи, но и в качестве самолета для обучения
членов экипажей многомоторных самолетов (штурманы и радисты), санитарного
самолета и самолета непосредственной поддержки сухопутных сил.
Следует отметить, что компания Phillips & Powis и, следовательно, Джордж Майлз
не получали у Министерства авиации официального контракта на создание самолета и
M.28 разрабатывался по инициативе и на собственные средства компании. Вероятно,
это было связано с опасениями Министерства авиации, что Майлз, переключившись на
другие программы, может пренебречь серийным производством дополнительного заказа
учебно-тренировочных самолетов M.19/27 Master.
Четырехместный моноплан M.28 имел традиционную для машин Джорджа Майлза
цельнодеревянную конструкцию, популярное в те годы двухкилевое хвостовое
оперение и крыло с широкой хордой и небольшой относительной толщиной
аэродинамического профиля. С самого начала крыло отличалось одним интересным
техническим решением: максимальная толщина профиля была в местах расположения
колес основных стоек шасси и уменьшалась при переходе к законцовками и корневым
частям крыла. При уборке основные стойки должны были отклоняться назад с полной
уборкой в ниши крыла. Данная схема была применена Джорджем Майлзом на двух
первых экземплярах машины – на M.28 Mk.I и M.28 Mk.II.
В полностью закрытой кабине члены экипажа размещались двумя рядами на
установленных бок о бок сиденьях. Остекление полностью закрытой кабины
отличалось в зависимости от ряда сидений (первый прототип M.28 Mk.I не имел окон
для второго ряда сидений кабины). Управление самолетом было двойным, и
конструктором была предусмотрена замена ручки управления на штурвальную колонку.
Силовая установка размещалась в передней части фюзеляжа самолета и представляла
собой инвертированный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. В силу
сложностей военного времени на самолет могли быть установлены двигатели любой
компании-производителя.
Первый прототип M.28 Mk.I был оснащен 130-сильным (96 кВт) двигателем de
Havilland Gipsy Major I, вращавшим деревянный двухлопастный винт фиксированного
шага. Первый полет прототипа M.28 Mk.I состоялся 11 июля 1941 года под
управлением Джорджа Майлза. Машина несла на себе камуфляж и британские
опознавательные знаки, но вместо военного номера Министерства авиации на самолет
было нанесено выделенное для него компанией обозначение U-0232. В таком виде
прототип M.28 Mk.I летал до 1942 года, после чего был разобран, а его детали
были использованы при постройке прототипа связного самолета Miles M.38 Messenger.
Второй прототип Miles M.28 Mk.II был оснащен модифицированным капотом и
138-сильным (101 кВт) двигателем de Havilland Gipsy Major II A, вращавший
двухлопастный винт фиксированного шага. Внешне от первого прототипа M.28 Mk.II
отличался наличием треугольных окон для второго ряда сидений кабины; крыло и
шасси у самолета оставались такими же, как и у первого прототипа. Сначала M.28
Mk.II летал с нанесенным на борт обозначением U-0237 и после того как
Королевские ВВС проявили – хотя и несколько прохладный – интерес к самолету
последний от Министерства авиации получил военный номер HM583. В годы войны
самолет использовался для собственных нужд компании, и на вооружение Королевских
ВВС данная машина не поступила. После войны M.28 Mk.II был модифицирован и
получил гражданские номера и окраску. Затем самолет был продан и в 1950-х годах
летал в Австралии.
В 1943 году Министерство авиационной промышленности заказало Майлзу изготовление
третьего экземпляра M.28, обозначенного как версия Mk.III (см. цветной рисунок).
Самолет был построен в том же году и отличался от первых двух прототипов хорошим
остеклением заднего ряда сидений (в том числе и прозрачными каплеобразными
выступами на верхней части), изготовленным из одного куска лобовым стеклом,
схемой уборки основных стоек шасси (без поворота колес) и крылом, которое не
имело местного увеличения профиля и плавно сужалось от корневых частей к
законцовкам. Также были изменены и основные стойки шасси: они получили узкие
обтекатели; после уборки колеса наполовину выступали в поток воздуха. Силовая
установка состояла из четырехцилиндрового двигателя Blackburn Cirrus Major III,
развивавшего мощность 150 л.с. (110 кВт) и вращавшего двухлопастный винт
фиксированного шага. Машина получила внутрифирменный номер U-0242, но большую
часть своей карьеры летала с военным номером PW937. Этот самолет должен был
выполнять функции учебного, для чего был оснащен тремя ручками управлением:
двумя передними для курсантов и задней для инструктора. Самолет был испытан
Королевскими ВВС, но не был принят на вооружение. Машина осталась у компании и
использовалась до 1948 года, после чего была отправлена на слом.
В годы войны был построен еще один экземпляр – M.28 Mk.IV, оснащенный
140-сильным (103 кВт) двигателем Gipsy Major IIA и металлическим винтом
изменяемого шага. Новая машина имело крыло как у Mk.III, а фонарь кабины как у
Mk.II. Самолет остался в ведении компании, хотя летал с камуфляжем, нес
внутрифирменный номер U-0243. Машина пережила войну и в 1947 году была продана в
Швейцарию, где получила номер гражданской регистрации HB-EED. В 1953 году
самолет был продан в Австралию, где он летал еще несколько лет.
После войны компанией Miles были построены еще два экземпляра – Mk.V и Mk.VI,
которые были оснащены двигателями Cirrus Major и отличались друг от друга
некоторыми деталями.
Фредерику Майдзу не удалось запустить M.28 в серийное производство. Этого
удалось достичь лишь со следующей машиной – M.38 Messenger, имевшей много общего
в конструкции с M.28 и оснащенной неубирающимися шасси.
(c) alternathistory.com