На протяжении нескольких предвоенных лет летчики морской авиации Норвегии имели
возможность проходить обучение только на самолётах берегового базирования типа
Klemm Kl.35 и Taylorcraft "Cub". Эти самолёты давали прекрасные навыки в
пилотаже, но на них невозможно было отрабатывать взлет и посадку с воды.
Норвегии был необходим поплавковый учебный самолёт, доступный пилотам средней
квалификации. С этой целью предприятию Marinens Flyvebatfabrikk была поручена
разработка соответствующего УТС. В то время фирмой руководил полковник Е.Ховер,
являвшийся главным инженером и руководителем фирмы. В начале 30-х гг. под его
руководством был построен MF-8 - хорошо зарекомендовавший себя поплавковый
учебный самолёт. Затем появился ближний разведчик MF-11, выпущенный малой серией
и удачно летавший почти всю войну. В итоге 15 июля 1937 года между Marinens
Flyvebatfabrikk и морской авиацией Норвегии был заключен контракт на постройку
одного прототипа самолёта MF-12.
В отличии от предыдущих норвежских самолётов MF-12 был монопланом, но
часть оборудования и кабины пилотов практически без изменений от MF-11. Долго не
могли подобрать надежный двигатель, пригодный к эксплуатации в суровых условиях
севера. Моторы Walter "Regulus", установленные ранее на MF-8, не подходили из-за
многочисленных проблем и тогда для MF-12 предоставили целый список моторов, в
основном американского производства: Wright 670 E.T., Lycoming R-530-D2, Jacobs
L-4M и Continental K. Из них выбрали двигатель Jacobs, купленный в США за 12000
крон. Что касается поплавков, то для MF-12 вначале планировали использовать
таковые от лицензионного W.33, но затем норвежцы изменили своё решение,
установив на самолёт поплавки фирмы Edo 45-2880.
Первый прототип собрали в начале 1939 года и представили на испытания 11 июня.
Самолёт MF.12 (з\н 119, тактический номер F.14) показал вполне хорошие
характеристики в управляемости и пилотаже, однако Ховер запретил разглашать
данные об испытаниях, пока не будет проведен их полный цикл. В одном из
следующих вылетов самолёт получил повреждения фюзеляжа при неудачной посадке на
воду. Требовался небольшой ремонт, однако вместе с тем были пересмотрены и нормы
летной годности для гидросамолётов. Тем временем морская авиация фактически
отказалась от выпуска MF.12. В сентябре 1939 года с американской фирмой Jacobs
был наконец заключен контракт на производство двигателей L-4, но вместе с тем
появились планы переоснащения этими моторами старых самолётов MF-8. Это было
экономически более выгодно, чем производство нового самолёта. 24 ноября был
совершен первый тестовый полет на обновленном MF-8, но до полного переоснащения
всех самолётов дело так и не дошло.
После прихода немцев единственный экземпляр MF-12 отправили в Германию для
оценочных испытаний и там его следы теряются.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MF-12 |
Размах крыла, м |
13.60 |
Длина, м |
9.73 |
Высота, м |
2.60 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1847 |
нормальная взлетная |
2852 |
Тип двигателя |
1 ПД Jacobs L-4B |
Мощность, л.с. |
1 х 225 |
Максимальная скорость , км/ч |
230 |
Крейсерская скорость , км/ч |
195 |
Продолжительность полета, ч |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|