Во французских ВВС (Armée de l’Air) с момента их возникновения была принята
система подготовки лётчиков, в частности истребителей, без использования
специальных учебно-тренировочных (переходных) самолётов. После самолёта
первоначального обучения курсанты "пересаживались" на устаревшие типы
истребителей, уже выведенные из первой линии; естественно, летать на них им
приходилось сразу самостоятельно, без инструктора. Такая методика оправдывала
себя, пока характеристики и пилотажные свойства учебных и боевых самолётов
отличались не слишком сильно. Но уже в 1930-е годы, когда на вооружение начали
поступать новые истребители-монопланы, не говоря о более совершенных машинах с
убирающимися шасси, закрылками, винтами изменяемого шага и закрытыми кабинами –
система начала давать сбои. Единственным выходом могло стать внедрение
специализированного двухместного тренировочного самолёта с двойным управлением,
по лётным характеристикам и оборудованию максимально приближенного к
истребителю.
Но получить вовремя такой самолёт французы так и не успели, за что и
поплатились. К началу войны и в особенности к 10 мая 1940 г., когда немцы
перешли в массированное наступление на Западном фронте, Armée de l’Air ощущала
серьёзную нехватку квалифицированных лётчиков-истребителей. Исправить положение
она старалась ещё в 1938 г., заказав у американской фирмы North American
тренировочные самолёты NA-57 и NA-64 (по 230 экземпляров каждого); однако первые
из них прибыли во Францию лишь в апреле 1939 и феврале 1940 г. соответственно,
когда было уже слишком поздно. До капитуляции французы успели получить лишь 127
самолётов обоих типов; остальные заказанные (и оплаченные!) ими машины в итоге
достались Канаде.
При этом во Франции был подходящий тренировочный самолёт отечественной
конструкции! Но и он из-за бюрократических проволочек вышел на сцену слишком
поздно. Интересно, что инициатором его создания стали не ВВС, а сама
фирма-производитель. Работу над проектом "тренировочника" фирма Morane-Saulnier
из парижского предместья Пюто (Puteaux) начала ещё летом 1935 года, когда её
MS.405 с V-образным 12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Y был выбран в
качестве стандартного одноместного истребителя Armée de l’Air (в серии он был
слегка доработан и получил обозначение MS.406 C1). Уже тогда конструкторам было
очевидно, что новый истребитель с высокой нагрузкой на крыло, убирающимся шасси
и довольно сложным оборудованием создаст проблемы молодым лётчикам,
пересаживающимся на него с тихоходных высокопланов и устаревших низкопланов
Dewoitine D.500/501/510 с неубирающимися шасси. Главный конструктор Рене Готье (René
Gauthier) принял простейшее решение – облегчить планер MS.405, переделать его в
двухместный с местами учлёта и инструктора друг за другом и оснастить менее
мощным двигателем; пилотажные свойства такого самолёта должны были остаться
максимально близкими к боевому прототипу. Правда, двигатель был выбран
звездообразный – Salmson 9AG (390 л.с.) с двухлопастным винтом. Его капотировка
и особенно переход от круглого сечения капота к фюзеляжу, спроектированному под
V-образный мотор, могли вызвать нежелательные аэродинамические эффекты. Поэтому
было решено изготовить модель в масштабе 1:10 и провести её испытания в
аэродинамической трубе. Поскольку речь шла об инициативном проекте фирмы,
загруженной освоением серийного производства MS.406, работы затягивались;
продувки модели были завершены лишь летом 1936-го, и только после этого удалось
приступить к постройке полноразмерного прототипа. Он получил обозначение MS.430
и был закончен к концу года (тем временем побывав, ещё в недостроенном виде,
экспонатом Парижского авиасалона). 3 марта следующего года Мишель Детруа (Michel
Detroyat) в Виллакубе впервые поднял MS.430 в воздух. Конструкция новой машины в
целом соответствовала MS.405/406 и использовала много узлов и деталей (включая
убирающееся шасси) от "старшего брата". Каркас был цельнометаллическим, из
стальных и дюралевых труб и профилей (главный лонжерон крыла – из стальной
поковки); крыло и часть фюзеляжа имели обшивку из материала Plymax (фанера, к
наружной поверхности которой приклеивался тонкий слой алюминия), капот двигателя
и носовая часть – из дюралевых панелей, остальная часть фюзеляжа была обтянута
полотном. Оперение, рули и элероны имели обшивку из тонкого листового дюраля.
Лётные испытания MS.430 подтвердили его сходство с истребителем, но двигатель
работал на пределе и не обеспечивал требуемого запаса мощности. В таком виде
самолёт мог только затруднить тренировочный процесс и добавить забот
инструкторам. Поэтому прототип разобрали, а его детали использовали при
постройке нового, названного MS.435. А прототип MS.430
переделали в одноместный истребитель, присвоив ему обозначение
MS.408 С1.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MS.430 |
Размах крыла, м |
10.71 |
Длина, м |
7.88 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1470 |
максимальная взлетная |
1720 |
Тип двигателя |
1 ПД
Salmson 9Ag |
Мощность, л.с. |
1 х 390 |
Максимальная скорость , км/ч |
360 |
Крейсерская скорость , км/ч |
322 |
Практическая дальность, км |
700 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|