Проект летательного аппарата модели Percival
Proctor стал разрабатываться в
начале 30-х годов прошлого века по спецификации 20/38 на самолет связи и для
подготовки радистов. В качестве первоосновы британские авиастроители
использовали модель ранее созданного самолёта Percival Vega Gull, который
оказался достаточно эффективным в плане своих эксплуатационных качеств, однако,
из-за относительно небольшой сферы своего применения, специалисты из "Percival
Aircraft Company" смогли оптимизировать конструкцию летательного аппарата,
благодаря чему роль воздушного судна Percival Proctor в значительной мере была
расширена, что и стало одно из причин для высокого уровня популяризации данного
самолёта.
Самолёт модели Percival Proctor выполнен в конфигурации моноплана, с нижним
расположением крыла, что обеспечивает самолёту большую аэродинамичность,
позволяя развивать и более высокую скорость полёта, и более высокую
манёвренность, что весьма эффективно применялось.
Первый полёт многоцелевого воздушного судна модели Percival Proctor состоялся 8
октября 1939 года, и по сути, благодаря тому, что ранее базовый вариант
летательного аппарата уже ранее прошёл все необходимые испытания, то и во время
текущих испытаний, каких-либо проблем и отклонений от норм выявлено не было,
благодаря чему, уже в начале 1938 года проект был запущен в серийное
производство.
Первыми были выпущены трехместный связной самолет P.28
Proctor Mk I (построено 247 машин) и варианты P.30 Proctor Mk II (175 самолетов)
и P.34 Proctor Mk III (437 самолетов), предназначенные также для обучения
радистов. По спецификации T.9/41 был разработан самолет для подготовки радистов,
первоначально названный Preceptor, а затем ставший Proctor Mk IV (построено 258
машин). Он имел более длинный фюзеляж с большим поперечным сечением, вмещавший
четырех человек, а на поздних моделях устанавливалось двойное управление.
Большинство самолетов Proctor, строившихся в годы войны, выпускались по лицензии
компанией "F.Hills & Sons" в Манчестере: 25 самолетов Mk 1, 100 Mk II, 437 Mk
III и 250 Mk IV.
В конце Второй мировой войны около 200 Proctor Mk I, Mk II и Mk
III были сняты с вооружения, но несколько Mk IV продолжали использоваться в
эскадрильях связи до 1955 года, когда оставшиеся машины были проданы гражданским
эксплуатантам. В 1945 году три Proctor IV были переделаны в гражданский вариант
- построено 150 Proctor 5, четыре из которых британские ВВС применяли в
интересах военно-воздушных атташе под обозначением Proctor C.Mk 5. Единственный
поплавковый гидросамолет Proctor 6 был построен в 1946 году для компании
"Hudson's Bay Company" в Канаде.
В кабине многоцелевого летательного аппарата модели Percival Proctor может
разместиться до четырёх человек, включая 1-2 пилотов (экипаж из двух человек был
задействован в военной сфере авиации), и 1-2 пассажиров. Благодаря оптимизации
конструкции кабины, самолёт Percival Proctor может также применяться и для
транспортировки на своём борту небольших грузов, условием чему является
соблюдение установленных габаритов, а также максимальной взлётной массы
летательного аппарата.
Силовая установка воздушного судна Percival Proctor представлена одним поршневым
двигателем марки de Havilland Gipsy Queen 2, который обладая тяговой мощностью в
210 л.с., способен разгонять летательный аппарат до максимальной скорости своего
следования в 260 км\ч., при этом, максимальная дальность полёта этого самолёта
ограничена дистанцией в 805 километров.
В гражданской сфере авиации летательный аппарат эксплуатировался в основном как
пассажирский самолёт выполняющий перелёты на небольших дистанциях, или же, как
частное воздушное судно, однако, в военной сфере авиации этот летательный
аппарат эксплуатировался в основном в качестве учебно-тренировочного воздушного
средства, однако, на нём выполнялись также и патрульные полёты, полёты связанные
с наблюдением за местностью и др.
Модификации
: |
|
|
P.28 Proctor Mk.I |
базовый вариант
самолета для ВВС. |
P.28 Proctor Mk.IA |
улучшенная модификация
самолета для ВМС. |
P.29 Proctor |
учебный легкий бомбардировщик с
16х9 кг бомбами. |
P.30 Proctor Mk.II |
военный учебно-тренировочный
вариант самолёта для радистов. |
P.34 Proctor Mk.III |
улучшенный аналог версии
Percival P.30 Proctor II, использовался для обучения радистов
Бомбардировочного командования. |
P.31 Proctor Mk.IV |
четырёхместная версия самолета
(Согласно спецификации T.9/41 ), с увеличенной длиной фюзеляжа, для
подготовки радистов. |
Proctor 5 |
гражданский 5-местный вариант
самолёта. |
Proctor 6 |
аналог версии Percival Proctor
5, оснащённый поплавковым шасси. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Proctor Mk III |
Размах крыла, м |
12.04 |
Длина, м |
8.59 |
Высота, м |
2.98 |
Площадь крыла, м2 |
18.77 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1075 |
максимальная взлетная |
1588 |
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland Gipsy Queen |
Мощность, л.с. |
1 х 210 |
Максимальная скорость , км/ч |
257 |
Крейсерская скорость , км/ч |
218 |
Практическая дальность, км |
805 |
Практический потолок, м |
4265 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|