Уголок неба ¦ Stearman PT-13 Kaydet

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой вспомогательные
   PT-13 Kaydet
       
Разработчик: Stearman
Страна: США
Первый полет: 1933
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1939 году компания "Stearman Aircraft Company" приобрела статус подразделения компании "Boeing Airplane Company" в Уичито, штат Канзас. А шестью годами ранее ее специалисты приступили к созданию нового учебно-тренировочного биплана, который был спроектирован на базе более раннего Stearman Model C. Работа шла на собственные средства компании, и в декабре 1933 года прототип, получивший вначале обозначение Stearman X-70, был успешно облетан. В 1934 году он был предложен на тендер, объявленный авиакорпусом Армии США на новый УТС начальной летной подготовки.

Но первыми интерес к машине проявили ВМС США, которые в начале 1935 года подписали контракт на поставку 61 самолета Stearman Model 70 под военным обозначением NS-1. Причем самолеты получили новые двигатели - флот располагал на складах значительным количеством 225-сильных звездообразных двигателей Wright J-5 (R-790-8), которые и было решено ставить на заказанные ВМС машины (в компании такие самолеты получили обозначение Model 73).

Тем временем X-70 проходил длительные испытания в Армии США, и в начале 1936 года на него, наконец, был получен контракт на поставку 26 самолетов под обозначением PT-13 (Primary Trainer, 13). Самолеты оснащались двигателями Lycoming R-680-5 мощностью 215 л. с. и стали первыми представителями семейства Stearman Model 75.

Долгие и тщательные испытания, выпавшие на долю самолета, объясняются во многом тем, что авиакорпус Армии США на тот момент имел весьма скромный бюджет - это требовало тщательного отбора с целью последующей закупки самого лучшего из имеющихся самолетов.

В дальнейшем на компанию "Boeing" буквально пролился золотой дождь в виде контрактов на тысячи разработанных "Stearman" самолетов, которые, начиная с 1939 года, выпускались под официальным обозначением Boeing Model 75, но всю войну его по-прежнему именовали как Stearman 75. Название Kaydet появилось позже - его ввели канадцы, а остальные использовали данное название как неофициальное.

Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан смешанной конструкции, крылья которого были выполнены из дерева и имели полотняную обшивку, а фюзеляж выполнялся из сварных труб и преимущественно имел также полотняную обшивку. Шасси было выполнено неубирающимся, с хвостовым колесом, причем пружинно-масляные амортизаторы стоек основных опор шасси были укрыты тщательно проработанными обтекателями, что снижало аэродинамическое сопротивление. Состав силовой установки менялся за весь период выпуска самолета, который завершился в начале 1945 года. Всего было собрано более 10 000 машин.

В 1937 году авиакорпус Армии США продолжил закупки данных самолетов, подписав контракт на модель PT-13A - 92 таких самолета поставлены, начиная с 1937 года. Они отличались усовершенствованным приборным оборудованием и двигателями R-680-7 мощностью 220 л. с. К концу 1941 года Армия США получила еще 255 PT-13B, оснащенных двигателями R-680-11 и имевших незначительные отличия в оборудовании.

В 1941 году шесть PT-13A были переоборудованы в вариант PT-13C, на котором установили оборудование, необходимое для полетов ночью и по приборам (т.н. "слепой" полет). После установки на PT-13A двигателей Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. самолеты получили обозначение PT-17 (в течение 1940 года построено 3519 таких самолетов). 18 PT-17 были переоборудованы для обучения полетам по приборам и получили обозначение PT-17A, а три машины оснастили опылительным оборудованием для борьбы с вредителями и присвоили им обозначение PT-17B.

В то же время ВМС США приобрели первую партию из 250 Model 75, оснащенных двигателями Continental R-670-14 и получивших военное обозначение N2S-1, за которыми последовали 125 самолетов N2S-2 с двигателями Lycoming R-680-8. Самолеты N2S-3, выпущенные в количестве 1875 машин, оснащались двигателями Continental R-670-4. Кроме того, ВМС США получили 99 PT-17, заказанных ранее Армией США, и еще 577 в целом схожих самолетов, получивших обозначение N2S-4.

Следует отметить, что в 1942 году впервые в истории авиация Армии и ВМС США получили фактически единый учебно-тренировочный самолет, который представлял собой планер PT-13A и силовую установку на базе двигателя Lycoming R-680-17. Данные машины поступили на вооружение Армии и ВМС США под обозначениями, соответственно, PT-13D (318 самолетов) и N2S-5 (1450 самолетов).

Нехватка в 1940-1941 годах авиационных двигателей привела к тому, что были подготовлены к выпуску две новые модификации - PT-18 и PT-18A. Первая выпускалась в количестве 150 экземпляров и представляла собой планер PT-13A в который был интегрирован двигатель Jacobs R-755-7 мощностью 225 л. с., а второй вариант представлял собой PT-18, переоборудованный для полетов по приборам, - было выпущено шесть экземпляров.

Под обозначением PT-27 строились 300 самолетов, поставленных Армии США для передачи в рамках ленд-лиза канадским ВВС. Небольшое количество поступило и в ВМС США. Эти самолеты, а также некоторое количество N2S-5 имели ряд существенных отличий: кабины курсанта и инструктора оборудовались фонарями, системой обогрева кабин, была возможность выполнения полетов по приборам и пр.

После окончания войны значительное количество Model 75 было снято с вооружения и передано ВВС других стран, а тысячи из них - проданы частным владельцам. Многие из них переоборудовали для сельхозавиации. И сегодня самолеты этого семейства остаются востребованы у частных пилотов и принимают участие в спортивных состязаниях и на авиашоу.





 Модификации :
 PT-13A

 самолеты поставлявшиеся Авиационному корпусу США, 92 из которых, поставленные с 1937г., имели на борту усовершенствованные приборы и двигатели R-680-7 мощностью 220 л. с. 

 PT-13B

 модификация 1941г.  для ВВС США ( получили 225 самолетов) с двигателем R-680-11 и незначительными изменениями оборудования. 

 PT-13C

 шесть самолетов PT-13A, на которых установили дополнительное оборудование для "слепых" полетов. 

 PT-17

 самолет РТ-13А , на котором осуществили замену силовой установки на двигатель Continental R-670-5 мощностью 220 л. с. В течение 1940г. было построено 3519 этих аппаратов.

 PT-18

 самолеты с планером типа PT-13A и двигателем Jacobs R-755-7 мощностью 225 л.с. 

 PT-27

 300 самолетов, приобретенным Армией США для поставок по ленд-лизу Королевским ВВС Канады.

 NS-1

 Вариант Stearman Model 70 для ВМС США.

 N2S

 Варианты PT-13 для ВМС США.




 ЛТХ:
Модификация   PT-13A
Размах крыла, м   9.80
Длина, м   7.63
Высота, м   2.79
Площадь крыла, м2   27.9
Масса, кг  
  пустого самолета   878
  максимальная взлетная   1232
Тип двигателя   1 ПД Lycoming R-680-7
Мощность, л.с.   1 х 220
Максимальная скорость , км/ч   201
Крейсерская скорость , км/ч   167
Практическая дальность, км   724
Практический потолок, м   4270
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип X-70
 NS-1
 PT-13
 N2S-2 (флотский аналог PT-13)
 N2S-5 (он же PT-13D)
 Model 73L3 для Филиппин
 Прототип X-75
 PT-17
 Model S76D-1
 Экспортный Model 76C3 
 PT-27
 Кабина пилота PT-13

 Схемы:

 N2S-1
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 N2S-2  ВМС США
 N2S-5  ВМС США

  



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Stearman/Boeing Model 75 Kaydet
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery.
Stearman PT-13 "Kaydet"
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
Putnam. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Jane's All the World Aircraft 1938
E.R. Johnson, Lloyd S. Jones. American Military Training Aircraft: Fixed and Rotary-Wing Trainers Since 1916
Le Fana de l'Aviation 1982-12. Jacques Robineau. Le PT-13 "Kaydet"


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: