Работа над новым самолётом РТО-4 была начата в 1937 году тремя эстонскими
конструкторами Постом, Тоома и Оргом. Это был низкоплан смешанной конструкции с
тандемным расположением кабин пилота и курсанта, неубираемым шасси и рядным
двигателем DH "Gipsy Major". По своим внешним параметрам РТО-4 сильно напоминал
британский Miles M.14 "Magister", что не было случайностью. В 1938 году эстонцы
закупили в Великобритании один самолёт этого типа, так что у конструкторского
коллектива была отличная возможность ознакомиться с иностранной продукцией. О точной дате полета первого прототипа данных не сохранилось. По зарубежным
источникам опытный РТО-4 начал проходить испытания с середины 1938 года. Общий
количество выпущенных серийных самолётов составило 6 экземпляров. Четыре РТО-4
отправились в эстонский аэроклуб, а два других купили ВВС. Самолёт с номером
"161" был идентичен гражданским машинам, а "162"-й имел модифицированный фюзеляж
с закрытыми кабинами пилотов. В 1939 году РТО-4 вместе с Miles M.14 были
продемонстрированы в Литве, но заказов на новый эстонский самолёт не
последовало. С приходом частей РККА оба военных РТО-4 продолжали использоваться в учебных
целях и были уничтожены в июне 1941 года. Четыре гражданских самолёта (немецкие
р\к SB+AA, SB+AB, SB+AC и SB+AD) перешли в руки немцев и были направлены в
эстонскую эскадрилью под командованием Герхарда Бушмана. Это подразделение
занималось патрулированием побережья Балтийского моря и Финского залива, но
поскольку РТО-4 совершенно не подходили на роль патрульных самолётов в конце
1943 г. их направили в учебную эскадрилью в составе Erganzungs
Nachtschlachtgruppe (Erg. NSGr) Ostland. С измененными бортовыми кодами (6X+AA,
6X+AB, 6X+AC и 6X+AD) РТО-4 использовались для подготовки пилотов, набираемых в
том числе и из состава РОА генерала Власова. Здесь они оставались до середины
1944 года, пока не были уничтожены отступающими немецкими частями.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
PTO-4 |
Размах крыла, м |
|
Длина, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland Gipsy Major |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Максимальная скорость , км/ч |
245 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|