Подготавливаясь к приему новой техники из-за рубежа штаб финских ВВС всерьез
задумался и над обновлением парка учебных самолётов. К середине 1930-х гг.
основными учебными самолётами были бипланы фирмы Valtion Lentokonetehdas,
основное предприятие которой размещалось в г.Тампере, либо устаревшие машины,
выведенные из частей первой линии. Требованиям времени они соответствовали лишь
отчасти, поэтому 27 октября 1937 года штаб ВВС распорядился начать работы по
абсолютно новому самолёту предназначенного для подготовки лётчиков-истребителей,
а значит обладающего достаточно высокими скоростными данными.
Проект, также разработанный фирмой VL, получил название "Pyry". Им
занималась конструкторская бригада под руководством инженера Арво Илинена,
предложившая вариант самолёта, конструктивно напоминавшего голландский
истребитель Fokker D.XXI. Сделано это было для упрощения перехода с
тренировочной машины на боевую. Фюзеляж финского самолёта собирался из стальных
труб и обшивался тонкими дюралевыми листами, только его хвостовая часть имела
полотняную обшивку. Крыло эллиптической формы была деревянным и оснащалось
закрылками типа Handley-Page. Основные стойки шасси выполнили неубираемыми,
закрытыми обтекателями. Двухместная кабина лётчиков имела двойное управление и
была хорошо остеклена. Винтомоторная группа состояла из американского двигателя
Wright R-975-E3 "Whirlwind", закрытого капотом NACA, с двухлопастным деревянным
винтом. Также предусмотрели и вооружение, заключавшееся в установке в передней
части фюзеляжа одного 7,7-мм пулемета.
Самолёт очень понравился представителям ВВС и 10 декабря 1938 года был подписан
контракт на постройку первого прототипа. Опытный образец (PY-1) был построен в
течении нескольких месяцев и 29 марта 1939 года его облетал пилот Йорма Висапаа.
Предварительные испытания показали вполне обнадеживающие данные и 3 мая ВВС
заказали серию из 40 самолётов (PY-2 - PY-41) с поставкой в период между
декабрем 1940 г. и июнем 1941 г. Серийные образцы были модифицированы и получили
обозначение "Pyry"II (т.е. - 2-я серия). Полученные самолёты распределили между
учебными эскадрильями T-LentoR 2, T-LLv 17, T-LLv 25, T-LLv 35.
Спешка с выпуском самолёта, не полностью прошедшего испытательный цикл, не пошла
на пользу. "Pyry"II обладал целым рядом недостатков, самым большим из которых
была трудность управления в полете и на посадке, что для тренировочной машины
было совершенно неприемлемо. По этой причине было потеряно 29 (!) самолётов и 27
пилотов, однако снимать "Pyry"II с вооружения никто не собирался. Самолёты
просто перекочевывали из одной эскадрильи в другую. Достаточно привести список
этих истребительных частей: LLv 12, LLv 14, LLv 16, LLv 24, LLv 26, LLv 28, LLv
30, LLv 32, LLv 34, LLv 46, LLv 48, LeSK\ISK, KoeL, IImaVE и PLeLv 41. В
послевоенный период оставшиеся экземпляры находились только в составе лётных
школ.
Летчики очень ценили этот самолет за надежность и простоту. Первая авария с ним
произошла лишь в марте 1943 года.
Pyry использовался еще в течение 20 лет, за это время на нем прошли обучение
более 700 пилотов, налетавших в общей сложности более 56 000 часов. Благодаря
этому его считают одним из самых удачных самолетов созданных в Финляндии.
Последний полет Pyry состоялся 7 сентября 1962 года. Два экземпляра самолета
находятся в музеях - PY-1 в Keski-Suomen Ilmailumuseo, а PY-27 в Suomen
Ilmailumuseo в Вантаа.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Pyry II |
Размах крыла, м |
9.80 |
Длина, м |
7.70 |
Высота, м |
2.55 |
Площадь крыла, м2 |
12.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1045 |
нормальная взлетная |
1535 |
Тип двигателя |
1 ПД
Wright R-975-E3 Whirlwind |
Мощность, л.с. |
1 х 450 |
Максимальная скорость у земли , км/ч |
330 |
Крейсерская скорость , км/ч |
286 |
Практическая
дальность, км |
1050 |
Скороподъемность, м/мин |
300 |
Практический потолок, м |
5600 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 7.7-им пулемет Browning (480 патронов) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|