В 1934 году конструкторская бригада
под руководством Этьена Романо приступила к созданию легкого пилотажного
самолёта для известного летчика М.Детроята. Машина получила обозначение R-80 и
была готова в 1935 году. Это был обычный двухместный биплан с неубирающимся
шасси и 7-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lorraine 7ME "Mizar" (240
л.с.). Конструкция самолёта смешанная - хвостовая и средняя секции фюзеляжа
изготовлялись из стальных труб и имели деревянную обшивку, носовая часть
выполнялась целиком из дюраля. Крылья изготавливались из дерева и каждое из их
имело элероны.
Прототип R-80.01 (регистрационный код F-ANMP), показал вполне сносные
характеристики и был вполне пригоден для акробатических полетов.
Присутствовавшие при испытаниях военные специалисты сделали вполне логичный
вывод о том, что R-80 можно использовать как тренировочный самолёт. Машина
хорошо вписывалась в спецификацию ЕТ2 (самолёт начальной подготовки, 2-х местный),
поэтому для ВВС подготовили второй прототип R-80.02 (код F-AQJP). От первого
экземпляра он отличался усиленной конструкцией и более мощным двигателем Salmson
9Aba (280 л.с.).
Испытания прошли в том же 1935 году. R-80 практически по всем параметрам
удовлетворил заказчика и в 1937 году Armee de l`Air (ВВС Франции) выдали заказ
на 147 самолётов, а Aeronavale (ВВС флота) - на 30. В серийном производстве они
получили обозначение R-82, отличаясь лишь более широким капотом двигателя и
наплывами над цилиндрами. Морские R-82 были идентичны своим "сухопутным"
собратьям.
Оба заказа были выполнены в полном объёме. Последний самолёт для армии фирма
Romano сдала в августе 1939 года, а для флота - в апреле 1940 года. После
капитуляции Франции самолёты R-82 служили в составе ВВС Виши, однако до 1944
года уцелело слишком немного машин. По крайней мере, в число самолётов новых
французских ВВС Romano R-82 не входили.
Помимо Франции три R-82 в феврале 1938 г. было продано республиканскому
правительству Испании, где их определили в одну из тренировочных эскадрилий.
Незадолго до этого Детроят участвовал в соревнованиях, проходивших в США и
создал вполне успешную рекламу этому самолёту. Фирма Romano попыталась
предложить R-82 на экспорт, однако в то время слишком сильны были конкуренты -
DH-82 "Tiger Moth" и AvRo 621 "Tutor". От предложения французов отказались, так
и оставив R-82 без зарубежных заказов.