Конкурс на новый самолёт для
колониальных владений, объявленный Министерством аэронавтики в 1938 г., привел к
созданию двух примерно равноценных самолётов Caproni-AVIS C.4 и IMAM-Romeo Ro.63. Оба конкурента были готовы в одно время, но судьба их сложилась
совершенно по-разному.
Разработкой самолёта Ro.63 занималась целая группа инженеров: Джованни Галассо,
Манлио Заппата и Пьетро Калерио. Ими был спроектирован моноплан смешенной
конструкции с неубираемым шасси и закрытой кабиной. Фюзеляж собирался из
стальных трубок и обшивался дюралевыми листами. В кабине пилотов размещалось два
человека (пилот и штурман), за ними располагалось место радиста. В салоне можно
было установить два пассажирских кресла или носилки для одного раненого. Крыло
имело металлические лонжероны и деревянные нервюры, обшивка была фанерной. Механизайия крыла состояла из закрылок типа Handley Page. Из двигателей выбрали
немецкий Hirth HM.508D (280 л.с.) с двухлопастным винтом изменяемого в полёте
шага, поскольку аналогичные итальянские двигатели были слишком чувствительны к
жаркому африканскому климату.
17 марта 1939 года фирма IMAM представила сразу четыре варианта самолёта, что
повергло техническую комиссию в некоторое замешательство. По своим параметрам
Ro.63 и C.4 почти не отличались друг от друга, однако представители фирмы AVIS
обещали более высокие ТТХ при небольших затратах. В то же время самолёт IMAM
имел лучшую технологичность в производстве. Пока шли прения по вопросу о
подписании контракта началась война. О конкурсе на некоторое время забыли, но
быстро вспомнили после развертывания крупномасштабных боевых действий в Северной
Африке. Проблема приобретения современного связного и санитарного самолёта стала
как никогда актуальной, в связи с чем в конце 1940 г. обеим фирмам выдали заказ
на постройку опытной партии самолётов. Фирме IMAM предстояло построить шесть
предсерийных Ro.63 (ММ.11591 - ММ.11696), что было оформлено контрактом от 12
декабря 1940 г. Тем временем в июле 1940 г. на испытания поступил первый образец
Ro.63. Заводские тесты проводились на аэродроме Каподичино, управлял самолётом
пилот Альдо Лигабо (Aldo Ligabo). С 25 июля до начала сентября Ro.63 проходил
испытания в Гвидонии, показав даже лучшие характеристики чем немецкий Fi.156.
Итальянские пилоты не скрывали своих лучших впечатлений от полётов на Ro.63 и
ВВС стало рассматривать его в качестве основного кандидата на роль связного
самолёта. Успех был немного омрачен ошибкой механика, в результате которой были
незначительно повреждены фюзеляж и крыло.
Самолёты опытной серии пошли испытания с 28 февраля по 31 марта 1941 г. и после
некоторых доработок было принято решение передать их в боевые эскадрильи.
Первый два образца с номерами ММ.11594 и ММ.11595 в сентябре 1941 г. были
отправлены в распоряжение 29°Sq. O.A. базировавшейся на аэродроме Roma-Centocelle. Остальные четыре самолёта передали 132°Sq. 76°Gr. O.A., которая
воевала в Ливии и располагалась на аэродроме Зуара. Боевой путь этих "африканцев"
оказался очень недолгим :
-
ММ.11596 столкнулся 7 октября 1941 г. с бомбардировщиком Z.1007bis на
аэродроме Palermo-Boccadifalco, получив повреждения винта
-
ММ.11593 на аэродроме Tripoli-Mellaha из-за ошибки пилота Массачези
(Massacesi) 10 октября также въехал носом в ангар, повредив винт и капот
двигателя
-
ММ.11592 был поврежден после британской бомбардировки совершенной 11 октября.
-
ММ.11591 оказался самым долгоживущим из самолётов 132-й эскадрильи совершая
полёты до 27 октября, пока его не повредили при штурмовке аэродрома.
Таким образом перед началом нового итальянского наступления осталось всего два
Ro.63 в лётном состоянии. Для восполнения потерь 28 октября в Ливию на аэродром
Бенгази прибыл ММ.11595 переданный в состав 129°Sq. 67°Gr. В течении
ноября-декабря восстановили ММ.11591 и ММ.11596, которые весьма активно
использовались зимой 1942 г.
В это время ВВС окончательно отказались от не оправдавшего надежд С.4 и целиком
положились на Ro.63. Фирме IMAM 18 декабря 1941 г. был предложен заказ на 100
серийных самолётов, но с обязательным условием установки на них двигателей
Isotta Fraschini "Beta", так как поставки немецких Hirth HM 508D постоянно
срывались и в итоге от них отказались совсем. Разработчики были не в восторге от
сделанного выбора из-за того, что итальянский мотор имел множество технических
проблем не раз приводившим к вынужденным посадкам. Поразмыслив над создавшейся
ситуацией заказчики отказались от Ro.63, тем более что на первое место
выдвинулась постройка истребителей.
Оставшиеся три самолёта летали ещё полтора года, пока 5 июля 1943 г. их
полноценный технический осмотр привел к неутешительным выводам. Требовавшийся
срочный ремонт осуществить было невозможно, поскольку не было запчастей, хотя
ВВС требовали иметь в наличии хотя бы один Ro.63 в лётном состоянии. Ни то, ни
другое сделать было нереально по вполне понятным причинам - итальянская армия
спешно эвакуировалась и техникам было не до изношенных связных самолётов. По
всей видимости Ro.63 так и остались доживать свой век в пустыне.
В послевоенное время самолет использовался как легкий туристический,
причем с большим успехом. Это подвинуло предпринимателя Манфреди заново
наладить выпуск самолета для гражданских заказчиков. Но к его огорчению
выяснилось, что вся документация и технические чертежи были уничтожены.