В годы войны
фирма Reid and Sigrist как и многие другие мелкие британские
фирмы выпускала детали для чужих серийных самолетов плюс подготавливала
летчиков для RAF. В самом конце WW2 учтя накопленный опыт полученный в
летных школах при обучении авиаторов и при проектировании и эксплуатации
R.S.1 фирма заделала второй свой самолет R.S.3 Desford.
Конструктором его стал Charles Bower, опытный инженер, автор 13 патентов.
По конструкции R.S.3 повторял предшественника, однако стал двухместным,
и, поскольку надобность в месте бомбардира отпала - низкопланом. Плюс на
него поставили менее мощный мотор - D.H. Gipsy Major Series I, хотя по
желанию его можно было заменить на более сильные двигатели 10 или 30
серий. Однако и с базовым самолет мог лететь на одном работающем моторе,
совершать маневры и даже набирать высоту до 760м. Самой большой
особенностью "Десфорда" было пневматическое управление закрылками с
несложным "автоматом", который исправлял ошибки ученика переводя
закрылки в положение "взлет" (обеспечивая максимальную подъемную силу)
если пилот "дал газу" и если перед этим они были до конца опущены. R.S.3
мог выполнять все фигуры воздушной акробатики уже без ограничений на
взлетный вес. Самолет был
удобен в обслуживании, легко собирался и разбирался - имел отъемную
носовую и хвостовую части фюзеляжа, хорошо доступные моторы и т.д.
Большой прозрачный фонарь давал отличный обзор для ученика и тренера.
Кроме как для начального и среднего этапа подготовки пилотов мог
использоваться и в качестве связного, при увеличении объема баков
дальность его по мнению разработчиков могла достигать 1500 миль.
Существовал проект пассажирского самолетика с расширенным фюзеляжем на
4-5 человек, в этом случае моторы должны быть Gipsy Major 30ой серии.
Первый полет Desford сделал 9 июля 1945 года. Он получил гражданскую
регистрацию G-AGOS и в частном порядке предлагался "на полетать" многим
британским летчикам испытателям, например легендарному англополяку
Janusz Zurakowski, получая при этом благоприятные отзывы. Испытывался он
и официально RAF'ом в Боскомб-Дауне, однако из-за переизбытка оставшихся
с времен войны различных учебных самолетов шанса на заказ и выпуск серии
самолет не получил. В мае
1949 RAF все же берет R.S.3 на баланс (с номером VZ728) "для опытов". На
самолете предполагается исследовать воздействие на подопытного
перегрузок на низких скоростях, причем испытуемый не сидит удобно в
кресле подобно какому-нибудь клерку в офисе, а лежит на животе. "Пилот
ничком" (Prone Pilot) - модная тема в то время, в этой же программе был
занят старший брат нашего героя - известный Gloster Meteor F8 "Prone
Pilot". Самолет от R&S был сильно перестроен, получив длинный
остекленный впереди нос для размещения лежачего пилота.
Модернизированная машина получила новое обозначение: Reid and Sigrist
R.S.4 и имя собственное "Bobsleigh".
Первый полет "Бобслея"- 13
июня 1951 года. Помучившись с настройками управления служба Royal
Aircraft Establishment (RAE), базирующаяся в Фарнборо, сняла все нужные
данные и в январе 1956 R.S.4 "демобилизовали" вернув прежний гражданский
регистрационный номер G-AGOS. К этому времени фирма Reid and Sigrist уже
забросила тему производства самолетов, она занималась не менее
благородным занятием - выпуском фотоаппаратов. Под маркой Reid
выпускались клоны дальномерок "Лейка". R.S.4 не попал обратно в родные
руки R&S, был переоснащен двигателями Gipsy Major Mk.10 некоей фирмой
Air Couriers и продан частной компании Film Aviation Services. Компания
эта занималась воздушными съемками и бывший "Бобслей" тоже
предназначался для этих целей. Причем насколько я понял съемки
заключались не в картографировании местности, а в запечатлевании на
пленку летящих самолетов, вертолетов и пр. Самолет летал аж до 1973 года!
В 1975 году R.S.4 был продан, в настоящее время он жив и хранится в
коллекции музея Strathallan Museum.
Долгоживучесть этого
деревянного самолета удивляет. В сыром английском климате он летал около
20 лет!
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
RS.3 |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
7.77 |
Высота, м |
2.49 |
Площадь крыла, м2 |
17.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
1610 |
Тип двигателя |
2 ПД de Havilland
Gipsy Major 30 |
Мощность, л.с. |
2 х 160 |
Максимальная скорость , км/ч |
291 |
Крейсерская скорость , км/ч |
270 |
Практическая дальность, км |
842 |
Скороподъемность, м/мин |
431 |
Практический потолок, м |
7300 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|