Зловещие политические события в Европе заставили конструкторское бюро
компании "Экспериментальные авиационные мастерские" (Doświadczalne Warsztaty
Lotnicze - DWL) обратить внимание на область боевого применения своих
разработок. Ввиду крайне напряженных отношений с командованием армейской авиации
компания DWL не имела никаких шансов на получение от командования польских ВВС (Lotnictwo
Wojskowe) контрактов на постройку боевых самолетов. Однако после закрытия
компании E. Plage & T. Laskiewicz и слабого интереса государственных авиазаводов
к гидросамолетам авиация ВМФ Польши (Polska Marynarka Wojenna) остро нуждалась в
замене материальной части. В связи с этим компания DWL решила попробовать свои
силы в морской авиации.
После консультаций с командованием ВМФ (Kierownictwo MarynarkI Wojennej)
компания DWL представила в 1938 году проект двухмоторного двухпоплавкового
гидросамолета для выполнения разведывательных задач в прибрежной зоне.
Предварительная проработка, являвшаяся развитием легкого пассажирского самолета
RWD 11, получила обозначение RWD 22. Осенью 1938 года она была передана
командованию ВМФ и выбрана для продолжения разработки вместо отвергнутого
несколько ранее LWS 5 (Lublin R-XX), являвшегося оморяченной версией неудачного
бомбардировщика LWS-6 Żubr.
Первоначальный проект представлял собой трехместный свободнонесущий поплавковый
гидросамолёт с нижним расположением крыла и силовой установкой, состоящей из
двух восьмицилиндровых V-образных инвертированных двигателей воздушного
охлаждения Argus As 10C мощностью 240 л.с. или двух 12-цилиндровых V-образных
инвертированных двигателей воздушного охлаждения Walter Minor 12-IMR, оснащенных
редуктором и системой наддува и развивавших мощность 330 л.с. каждый. Самолет
предназначался для
- обучения экипажей многомоторных самолетов: пилотов, штурманов, радистов,
стрелков и бомбардиров;
- береговой обороны;
- сопровождения конвоев;
- атак кораблей противника.
В состав оборудования самолета должны были быть включены легкосъемная система
двойного управления, аэрофотоаппарат для плановой съёмки и полный комплект
радиооборудования.
Стрелковое вооружение должно было состоять из одного 7,7-мм пулемета,
размещенного в застекленной носовой секции и управляемого вручную (запасные
диски должны были храниться на стенках фюзеляжа) и одного 7,7-мм пулемета,
размещенного в полностью застекленной верхней кольцевой пулеметной позиции (три
запасных барабана). Бомбовое вооружение должно было состоять из трех 100-кг
бомб, размещенных на внешних бомбодержателях, или двадцати четырех 12,5-кг бомб,
расположенных вертикальными рядами во внутрифюзеляжном бомбоотсеке. Остекление
верхней стрелковой позиции должно было разделяться по осевой линии и,
спустившись вниз, располагаться на одном уровне с кабиной.
Вариант с двигателями Walter должен был иметь большие габариты, чем вариант с
двигателями Argus. Площадь крыла должна была составлять 30 и 40 м², размах крыла
- 15,2 и 17 метров, длина (без поплавков) - 11,2 и 12,32 метров соответственно.
Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой для варианта с двигателями Argus
составляли 1900 и 3000 кг, второго варианта с двигателями Walter - 2320 и 3750
кг. Расчетные максимальные скорости были 270 и 285 км/ч соответственно.
Проект был рассмотрен командованием польского ВМФ, которое выдвинуло требование
обеспечить самолету возможность нести 750-кг торпеду. Это в свою очередь
вынудило полностью переделать исходный проект в сторону увеличения. Новая
разработка хотя и сохраняла базовые конструкцию и оборудование, была
ориентирована на применение двух 400-500-сильных двигателей и имела ряд
усовершенствований, среди которых были более глубокий и чистый фюзеляж и
открытая верхняя кабина. В качестве силовой установки предусматривались
радиальные двигатели P.Z.L. G.1620B Mors B (430 л.с.) или Pratt & Whitney Wasp
Junior B (450 л.с.).
В начале 1939 года вариант с 450-сильными двигателями Mors B был одобрен
командованием польского ВМФ и союз собственников хлебопекарен, действовавший
через Лигу противовоздушной и противохимической обороны (Liga Obrony Powietrznej
i Przeciwgazowej - LOPP), обязался финансировать разработку. Масштабная модель
поплавкового гидросамолета была испытана в трубе варшавского аэродинамического
института с отличными результатами, и в начале лета 1939 года начались работы
над двумя прототипами и одним планером для статических испытаний.
К 7 июля 1939 года компания DWL получила от LOPP в общей сложности 150 000
злотых (примерно £6200). Планировалось, что первый полет состоится летом 1940
года и выражались надежды, что RWD 22 пойдет в серийное производство в качестве
дополнения к заказанным в Италии для эскадрильи морской авиации (Morski Dywizjon
Lotniczy) поплавковым торпедоносцам-бомбардировщикам CANT Z.506B.
Изменения в составе командования армейской авиации и насущная необходимость
Lotnictwo Wojskowe в легких бомбардировщиках-штурмовиках натолкнули руководство
компании DWL на мысль разработать на базе RWD 22 самолет наземного базирования.
Первые наброски проекта такого самолета, за которым было зарезервировано
обозначение RWD 24, были начаты в последние мирные месяцы. В данном проекте,
который рассматривался в качестве соперника разрабатывавшегося Збыславом
Цёлкошем (Zbysław Ciołkosz) двухфюзеляжного бомбардировщика-штурмовика компании
Podlaska Wytwórnia Samolotów (PWS), планировалось установить 700-сильные
двухрядные радиальные двигатели Gnome-Rhône или изготавливавшиеся компанией Avia
двигатели Mars.
Техническое описание.
RWD 22 должен был стать трехместным гидросамолётом смешанной конструкции с
нижним расположением свободнонесущего крыла и двумя поплавками. Основными
задачами самолета должны были стать прибрежная разведка и выполнение торпедных и
бомбовых ударов.
Крыло самолета должно было иметь деревянный силовой набор и фанерную обшивку.
Крыло должно было состоять из трех частей: центроплана и двух консолей.
Трапециевидные консоли крыла должны были быть разделены на ряд водонепроницаемых
отсеков, что должно было позволить самолету оставаться на плаву в случае
аварийной посадки на воду. Задняя кромка центроплана крыла должна была
оснащаться закрылками с механическим приводом. Установленные на консолях крыла -
ближе к законцовкам - щелевые элероны должны были быть статически и
аэродинамически сбалансированными. Общая площадь крыла составляла бы 40 м².
Фюзеляж самолета должен был иметь каркас, сваренный из хромомолибденовых
стальных труб; для придания обтекаемости к каркасу присоединялись бы шпангоуты с
овальным поперечным сечением. В качестве обшивки фюзеляжа планировалось
использовать фанеру и полотно. Постоянно открытая верхняя пулеметная позиция
была бы частично экранирована продолжением остекления кабины.
Бомбовое вооружение должно было состоять из четырех 100-кг бомб, размещенных
внутри фюзеляжа или двадцати четырех 12,5-кг бомб, размещенных частично во
внутрифюзеляжном бомбоотсеке и частично на внешней подвеске. Торпедное
вооружение должно было состоять из одной 750-кг торпеды на внешней подвеске (в
этом случае гидросамолет бомб нести не должен). Примененные в самолете
бомбодержатели должны были быть конструкции Владислава Святецкого (Władysław
Świątecki).
Двухкилевое хвостовое оперение должно было иметь деревянный силовой набор и
фанерную обшивку. Одиночный руль высоты должен был быть оснащен триммером.
Поплавковое шасси должно было состоять из двух отдельных однореданных
дюралюминиевых поплавков, каждый из которых крепился к свободнонесущей опоре.
Поплавки должны были быть разделены на семь водонепроницаемых отсеков каждый.
Вес вытесненной каждым поплавком воды должен был составлять 4200 кг.
Силовая установка самолета должна была состоять из двух девятицилиндровых
радиальных наддувных двигателей воздушного охлаждения P.Z.L. G.1620B Mors B,
развивавших мощность 430-470 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты
изменяемого шага. Топливные баки должны были быть размещены в центральной части
крыла. В бомбоотсеке мог устанавливаться дополнительный топливный бак.
(c) alternathistory.com