Начало 30-х годов застало польскую авиацию в кризисе. Свой путь в небо курсанты начинали на стареньких BM-4 и H-28, которые явно не отвечали современным требованиям. В этой
ситуации был организован конкурс, на который был выставлены BM-4h, PZL-5bis и RWD-8. В результате последний на долгие годы стал основным учебным самолетом польских ВВС.
Разработали этот самолет инженеры Станислав Рогальски, Станислав Вигура и Йержи Дрзивецки. Первые серийные машины несли разные двигатели : Cirrus Hermes II, DH Gipsy III Walter Junior 4 и Skoda G-594.
Однако самые приемлемые характеристики были получены при установке Walter Junior 4, который по лицензии производился в стране. Именно с эти мотором были произведены и первые серийные самолеты.
Однако разработчик не располагал необходимыми производственными мощностями для развертывания крупносерийного производства и поэтому осенью 1933 года всю необходимую документацию и прототип SP-AKL
передают фирме PWS.
Первые серийные самолеты вышли из ворот фирмы уже в 1934 года. В процессе производства на PWS были построены несколько модификаций самолета:
- в 1936-37 года по заявке военных были построены 30 самолетов, приспособленных для ночных полетов. Основное отличие - установка дополнительных прожекторов;
- в 1937 году несколько серийных машин были переоборудованы для "слепых" полетов под шторкой. Для чего была установлена вторая закрытая кабина;
- в 1938 году один самолет был переоборудован для выполнения парашютных прыжков из задней кабины;
Всего на фирме PWS в 1934 - 38 гг было произведено 270 RWD-8.
Самолеты первоначально направлялись в летные школы, однако по мере выпуска они нашли широкое применение в войсках не только как тренировочные машины для поддержания летной готовности, но и как
связные. RWD-8 стали последними польскими самолетами, поднявшимися в воздух в ходе сентябрьской кампании.
17 сентября в Румынию было эвакуировано около 60 RWD-8 (по большей части продукции PWS), еще 40 самолетов перелетели в Литву и два - в Венгрию. Немцы захватили несколько машин в нелетном состоянии, из
которых смогли собрать две нормальные машины. С июля 1941 года эти самолеты использовались как связные в тылу. Советские войска захватили несколько десятков таких самолетов, которые были отправлены в
летные школы в основном на юге. Румыны и венгры широко использовали эти самолеты на фронте.
После начала агрессии против СССР немцы в Литве захватили еще 28 RWD-8, переданные в войска, где использовались дом марта 1943 года. После окончания войны в Румынии еще оставлось несколько летающих
машин, которые были возвращены Польше.
RWD-8 за границей.
Израиль.
Еще перед основанием авиакомпания "Aviron", 25 июня
1936 года заказала один самолет RWD-8, a вскоре и еще два. Самолеты
широко использовались в ходе войны за Независимость.
№ |
Польская регистрация |
заводской номер |
Палестинская регистрация |
Примечания |
1 |
SP-BCE |
139 |
VQ-PAG |
|
2 |
SP-BLK |
178 |
VQ-PAK |
иногда в литературе
встречается обозначение VQ-PAG |
3 |
SP-BLL |
179 |
? |
иногда в литературе
встречается обозначение VQ-PAK |
Эстония. В 1934 году страна закупила лицензию на
производство, но был построен только один самолет.
Польская регистрация |
Эстонская регистрация |
?? |
ES-RWD |
Югославия.
Польская регистрация |
Югославская регистрация |
Примечание |
?? |
YU-PCY |
в аэроклубе Белграда |
?? |
YU-PDM |
в аэроклубе Нови Сад |