Самолёт SV.4 был принят на вооружение ВВС Бельгии в середине 1930-х гг. и
использовался как тренировочный и курьерский. За время производства фирма SeV
выпустила три модификации этой машины (SV.4A, SV.4B и SV.4C), различавшихся, в
основном, типом мотоустановки. Модификация А оснащалась двигателем Renault 4 -
PO5, модификация В - de Havilland "Gipsy Major" и модификация С - Renault P-PEI
(все моторы развивали одинаковую мощность в 145 л.с.). При вторжении немецких
войск 10 мая 1940 года некоторое количество SV.4 числилось в составе авиашколы и
часть самолётов позже попала в руки противника.
Специально для колоний была собрана партия из 24 машин. Колониальные самолёты
должны были придти на замену старым машинам Stampe-et-Vertongen RSV-26\215 и
SV-22\180, которые были выведены из эксплуатации в течении 1939-1940 гг. В ходе
эвакуации из Европы самолёт с номером V9 11 июня 1940 года был поврежден
истребителем "Firefly"и восстановлению не подлежал. Остальные 23 машины прибыли
в Северную Африку, где были "переданы в пользование" французским властям 7
сентября 1940 г. Те как раз ощущали недостаток современной техники, поэтому
поражение армий в метрополии неожиданно укрепило колониальную авиацию. Судьба
французских SV-4B сложилась следующим образом - в непрерывной эксплуатации до
1944 года находилось 10 самолётов, 5 разобрали на запасные части и ещё один (c
номером V7) потерпел аварию 13 января 1943 г. в Таза Тадла около Касабланки
(Марокко). На данный момент известны следующие номера французских SV-4B:
V1-V2-V3-V4-V5*-V7*-V11-V13*-V15*-V17-V18*-V20*-V21-V22-V23 и V24*. Звездочками
отмечены машины пригодные к полетам. Через два года ситуация в Африке полностью изменилась. Союзники очистили от
немцев Марокко, Алжир, Тунис и Ливию, собрав богатые трофеи. В числе прочего
имелось немало бывшей французской техники, причем как бывшая в использовании,
так и находящаяся на складах. Новая колониальная и союзная администрация
договорилась в бельгийским правительством в Лондоне о направлении в Конго
нескольких самолётов причем доставить их должен был французский персонал. В
итоге машины с номерами V6-V8-V9-V10-V12-V14 и V16 отдали назад бельгийцам. Эти
SV-4B совершили 900-километровый перелет из Орана до Касабланки, что было
довольно впечатляющим результатом, поскольку до этого момента они находились на
хранении в разобранном виде. Все самолёты достигли назначенного пункта без
особых проблем к 21 августа 1943 года, откуда их должны были доставить в
Бельгийское Конго на транспортном корабле. Вторая фаза транспортировки
затянулась почти на год. Корабль стоял в порту в Дакаре с ноября 1943 по март
1944 гг. Тем временем самолёты были проданы авиакомпании Aviation Franзaise
d'Afrique за 8 млн. франков, таким образом снова поступив в распоряжении
французов. Сделка состоялась 14 июня 1943 г. Прибыв, наконец, в колониальные владения SV-4B направили на выполнение функций
связи, поскольку как тренировочные машины они были уже не пригодны. После 1945
года к ним прибавились Airspeed "Oxford" и DH.104 "Dove" - самолёты хотя и не
самые новые, но более пригодные для работы в условиях африканского климата.
Сейчас трудно сказать, сколько именно SV-4B использовалось по назначению, но
летали они до начала 1950-х гг.
Самолёты, оставшиеся в Бельгии, были захвачены немцами и активно использовались
для тренировочных целей. В 1941 году одним SV.4 воспользовались два бельгийских
пилота чтобы бежать из захваченной немцами страны. Угнанную машины отправили в Хендон и в августе 1942 года присвоили серийный номер МХ457. Затем его передали
союзным силам в состав 510-й эскадрильи в октябре 1942 года и применяли в
качестве связного до самого окончания войны. После войны SV.4 возвратили
Бельгии, где он продолжал летать до 1948 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SV-4B |
Размах крыла, м |
8.40 |
Длина, м |
6.81 |
Высота, м |
1.93 |
Площадь крыла, м2 |
18.06 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
520 |
максимальная взлетная |
770 |
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland
Gipsy Major |
Мощность, л.с. |
1 х 145 |
Максимальная скорость , км/ч |
188 |
Крейсерская скорость , км/ч |
140 |
Практическая дальность, км |
420 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|