В начале 1930-х гг. бельгийские ВВС объявили конкурс на создание
учебно-боевого самолёта, который можно было бы использовать и для различных
вспомогательных целей. Победителем в 1933 году признали фирму
Stampe-et-Vertongen, представившей самолёт SV-5. По схеме это был двухместный
расчалочный биплан смешанной конструкции (крылья дерево-фюзеляж металл). Самолёт
оснащался двигателем Armstrong-Siddeley "Serval" 5 мощностью 340 л.с. Вооружение
SV-5 состояло из двух турельных пулеметов в кабине стрелка-наблюдателя и до 400
кг легких бомб, подвешиваемых под крылом. Особенно не выделяясь среди других
аналогичных машин SV-5 оказался более дешевым в производстве и надежным в
эксплуатации. Тем не менее сами бельгийцы заказали только небольшую партию
модифицированных самолётов, так как в роли учебных уже были приняты старые
самолёты, снимавшиеся с вооружения. Бельгийские SV-5 эксплуатировались порядка
пяти лет и к 1939 году были выведены из состава ВВС. В несколько большем количестве SV-5 был выпущен для экспортных целей. В 1935
году авиационная делегация Латвии остановила свой выбор именно на этом самолёте.
В июле 1938 года латвийскому предприятию VEF передали заказ на постройку шести
лицензионных самолётов SV.5, в дополнение к 10 уже купленным в Бельгии. Их
основное отличие от бельгийского варианта заключалось в замене двигателя
Armstrong Siddley "Serval"V на 355-сильный "Cheetah"IX. Последний из десяти
ранее полученных самолётов уже оснащался таким мотором. В довоенное время SV.5
успели отличиться только в "Полёте вокруг Латвии", проходившем с 1 по 2 октября
1938 года. Их боевая служба протекала сравнительно спокойно - все самолёты передали в
распоряжение 6-й разведывательной эскадрильи и до 1940 года никаких громких
инцидентов с ними не происходило. Зато перед самой аннексией Латвии, 31 мая 1940
года, на одном из SV-5 предпринял попытку бегства в СССР лейтенант Леонс Вайдерс.
Самолёт советские власти вернули, но уже 4 июня у города Гулбене на нем разбился
пилот Морканс. С приходом советской армии почти половина латвийских самолётов отправилась на
свалку, хотя SV-5 удалось избежать этой участи. Из оставшихся машин сформировали
24-ю ОРАЭ, оставив её на прежнем месте дислокации. Первое время латышские пилоты
продолжали носить форму старого образца, но перед вторжением немцев всем выдали
советскую экипировку во избежание неприятных инцидентов. Надо сказать, что
большинство латышей обрадовались приходу немцев и дружно взялись за саботаж,
направленный против частей РККА. Та же картина наблюдалась и в авиации - только
треть прибалтийских летчиков осталась верна новой власти, в то время как
остальные перешли на сторону немцев при первой же возможности. К примеру, в июне
1941 г. на немецкую территорию перелетели два самолёта, причем пилот второго
SV-5 старший лейтенант Алкснис застрелил наблюдателя Ирбе, потому как тот
пытался оказать сопротивление дезертирству. В составе ВВС РККА бипланы SV-5 воевали совсем недолго. С утра 22 июня самолёты
стали привлекаться для разведывательных вылетов, а 27-го июня латышские пилоты
получили весьма недвусмысленный приказ атаковать немецкие бомбардировщики (по
видимому, истребители Прибалтийского ОВО в это время были заняты другими делами).
За первую неделю боевых действий эскадрилья потеряла всего один разведчик, но её
боевая ценность определялась советским командованием весьма низко. 24-я ОРАЭ
была выведена в тыл 1-го июля и в последствии отправлена на переформирование под
Псков, где SV-5 были задействованы в качестве ложного аэродрома и уничтожены
немецкими самолётами. С латышскими пилотами судьба обошлась не менее не ласково.
При перелете из под Ржева в Москву немцами был подбит советский самолёт,
перевозивший лётчиков и несколько латышей погибло в авиакатастрофе. Затем, почти
два года, они числились в одном из резервных полков, пока 18 марта 1943 году их
не пересадили на У-2 в заново созданной латышском авиаполку, который до конца
войны совершил порядка 6450 боевых вылетов. В свою очередь, латышским пилотам, перешедшим на сторону Германии, требовалось
повысить уровень их подготовки до немецких стандартов в связи с чем в конце 1941
года на заводе VEF решили заново наладить выпуск многоцелевых самолётов SV-5,
которое было запланировано ещё на 1938 год. Под контролем немцев в 1942 году
собрали четыре самолёта, оснастив их лицензионными двигателями "Cheetah" IX
мощностью 355 л.с. Машины испытывались летчиком Кирилсом Микелсонсом на
аэродроме Калнциемс и были в 1943 году переданы эстонской эскадрилье (так
называемой "специальной группе Бушманна"). Это подраделение, полностью
укомплектованное эстонскими пилотами, официально входило в состав Luftwaffe,
однако сами немцы не желали ставить эстонские самолёты на свой баланс. Тем не
менее Бушманну удалось добиться того, что эскадрилья начала действовать в
пределах Эстонии, совершая разведывательные вылеты над Балтийским морем. Спустя
недолгое время выяснилось, что SV-5 совершенно неприспособлен для морского
патрулирования и все четыре машины были выведены из состава боевой эскадрильи и
в дальнейшем использовались только как учебные самолёты.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SV-5 |
Размах крыла, м |
10.50 |
Длина, м |
7.78 |
Высота, м |
2.90 |
Площадь крыла, м2 |
26.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
890 |
максимальная взлетная |
1360 |
Тип двигателя |
1 ПД Cheetah IX |
Мощность, л.с. |
1 х 335 |
Максимальная скорость , км/ч |
272 |
Крейсерская скорость , км/ч |
226 |
Практическая дальность, км |
480 |
Скороподъемность, м/мин |
476 |
Практический потолок, м |
7500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.7 мм пулемета Browning , до 8 х 50-килограммовых бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|