Переучивание летчиков на
новый истребитель гораздо проще, если есть "спарка" - двухместная машина
с двойным управлением. Если ее нет, пилот садится в самолет, зная его
только теоретически. На двухместном же варианте с ним полетит инструктор,
который где-то - подскажет, где-то - поправит. Такие же самолеты
используют в строевых частях для проверки правильности техники
пилотирования. В нашей стране в пару к боевому И-16 выпускался
двухместный УТИ-4, к Як-1 - Як-7 (лишь позже превращенный в истребитель)
и так далее.
Учитывая определенные
специфические аспекты пилотирования "Аэрокобры", ей тоже требовался
вариант с двойным управлением. Но сделали его очень поздно, в 1943 г.
Первую такую машину переоборудовали из P-39F. С истребителя сняли все
вооружение и в освободившейся носовой части сделали тесную и неудобную
кабину инструктора со вторым управлением. Инструктор сидел немного выше
обучаемого, закрывая ему вид вперед. Эта машина именовалась TP-39F.
В начале 1944 г. такой же
процедуре подвергли P-39Q-5. У него большую часть старого фонаря
основной кабины сохранили, за исключением козырька. На месте остались и
входные двери. Переднюю кабину и переход к основной прикрыли длинным
остеклением. Чтобы вылезти с места инструктора, секцию остекления
откидывали вбок. Обзор вперед из задней кабины получился отвратительным.
Поскольку боковая площадь
фюзеляжа возросла, для сохранения устойчивости потребовалось
дополнительное вертикальное оперение. На самолете сверху появился
длинный форкиль, начинающийся от воздухозаборника двигателя, а снизу -
невысокий гребень под хвостовой частью фюзеляжа. Самолет получил
обозначение RP-36Q, а потом TP-39Q.
Позже еще несколько
P-39Q-5 переделали в двухместные учебные, причем эти машины не
назывались ТР-39. Судя по фотографиям, существовали два варианта
подфюзеляжного гребня: прямоугольной и треугольной формы. Аналогичная "спарка"
переделывалась из P-39Q-20; она именовалась Q-22. Таких машин изготовили
12.
В Советском Союзе тоже
переделывали "Аэрокобры" в двухместные учебно-тренировочные. Для
ускорения процесса переучивания летчиков в СССР создали учебный самолет
со второй кабиной впереди основной, очень похожий на американский ТР-39.
Их по чертежам ЦНЭБ ВВС делали в разных частях и соединениях. Бурного
восторга эти машины не вызывали - уж больно неудобно было инструктору.
Например, отмечали, что "в силу конструктивных особенностей усложнена
пространственная ориентировка". В.И. Воронов, летавший на такой
двухместной машине уже после войны в 6-м гвардейском авиаполку, писал: "Свою
задачу "гибрид" выполнял, но в передней кабине было очень неуютно: винт
вращался сантиметрах в сорока перед глазами. А если, в случае
непредвиденного, придется покидать самолет с парашютом, то уж попадешь
на винт непременно".
Но практика показала, что
такое утверждение беспочвенно. 17 сентября 1947 г. сорвалась в штопор
двухместная "Аэрокобра" из 25-го истребительного полка. Сидевший в
передней кабине проверяющий старший лейтенант Петренко благополучно
выпрыгнул и остался жив, а находившийся сзади лейтенант Ковалев не смог
покинуть машину и погиб.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
TР-63Q |
Размах крыла, м |
10.36 |
Длина, м |
9.21 |
Высота, м |
3.82 |
Площадь крыла, м2 |
19.86 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2720 |
нормальная взлетная |
3650 |
Тип двигателя |
1 ПД Allison V-1710-85 |
Мощность, л.с. |
1 х 1200 |
Максимальная скорость , км/ч |
605 |
Крейсерская скорость , км/ч |
544 |
Практическая дальность, км |
750 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10700 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|