Опытный самолет УТИ-26, позже названный Як-7УТИ, был построен в двух экземплярах, получивших обозначения УТИ-26-1
и УТИ-26-2.
УТИ-26-1 являлся учебно-тренировочным истребителем и
предназначался для тренировки и вывозки летчиков при переходе их на скоростные
истребители. Самолет спроектирован и
построен ОКБ с 25 января по 17 июня 1940 г. в соответствии с
постановлением правительства от 4 марта 1940 г.
По своей схеме УТИ-26-1 - одномоторный двухместный с
двойным управлением моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом и убирающимися основными и хвостовым колеса-
ми.
На УТИ-26-1, как и на И-26, были установлены двигатель
жидкостного охлаждения М-105П мощностью 1050 л. с. на высоте
4000 м и металлический трехлопастный винт ВИШ-61П диаметром
3,0 м.
Закрытые кабины ученика и инструктора размещены тандемно. В передней кабине
располагался ученик, в задней - инструктор. Оборудование передней кабины, в
основном сходное с
типовым оборудованием кабины боевого самолета-истребителя
И-26, способствовало усвоению учеником необходимых навыков
для самостоятельного вылета на боевом самолете.
Передняя и задняя кабины прикрыты одним общим фонарем из
плексигласа, но с отдельными сдвигающимися назад подвижными
частями. Связь инструктора с учеником поддерживалась визуально и с помощью
стандартного резинового переговорного устройства (шланга). а серийных Як-7УТИ -
вначале так же, а в
дальнейшем с помощью СПУ-З.
Аэронавигационное и электрооборудование обеспечивало выполнение дневных
полетов в условиях видимости земных ориентиров.
Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ШКАС с боезапасом по 500
патронов.
УТИ-26-1 спроектирован и построен на базе И-26, вследствие чего их конструкции
имели много общего. По технике пилотирования УТИ-26-1 был очень близок к И-26 и
напоминал другие истребители с двигателями жидкостного охлаждения (И-301 и
И-200), вследствие чего представлял
удачный вариант самолета для вывозки и тренировки летчиков
при их переходе на скоростные истребители.
УТИ-26-1 проходил заводские испытания с 23 июля по 25
августа 1940 г. Госиспытания УТИ-26-1 проходил с 28 по 30 августа 1940
г. и с II по 19 сентября 1940 г. Перерыв был вызван тем, что
на рулежке сложилась левая опора шасси, в результате чего
был погнут винт и повреждена консоль крыла. Самолет возвратили в ОКБ для
ремонта.
21-25 сентября госиспытания были завершены. УТИ-26-1
прошел их с оценкой "удовлетворительно" и был рекомендован к
серийной постройке. В акте по результатам госиспытаний отмечалось, что он в
настоящее время является единственным переходным к другим типам самолетов (Як-1, ЛаГГ-З, МиГ-З) учебным самолетом, на котором пеоеучивается летный состав всех
резервных полков.
УТИ-26-2 представлял собой дублер УТИ-26-1. Его спроектировали и построили с
25 января по 17 сентября 1940 г.
В конструктивном отношении этот самолет являлся более
совершенным, что естественно, поскольку он был построен позже, чем УТИ-26-1, и
на нем было устранено большинство выявленных дефектов.
С 16 сентябля по 12 декабря 1940 г. УТИ-26-2 проходил
заводские летные испытания, а с 1 января по 14 февраля 1941
г. - специальные госиспытания на облет летчиками ИИ ВВС для выявления
особенностей в технике пилотирования в связи с изменением горизонтального оперения. Эти испытания проводила
бригада ИИ ВВС в составе: ведущий летчик А.Г.Кубышкин, ведущий инженер А.Т.Степанец, техник Ф.3.Сбитнев. Было произведено
8 полетов общей продолжительностью 5 ч и еще 13 полетов (7 ч 55 мин) при подготовке к параду.
В отчете по госиспытаниям УТИ-26-2 отмечалось, что заключение по УТИ-26-1
целиком остается в силе: учебно-тренировочный истребитель конструкции инженера
А.С.Яковлева является наиболее удачным вариантом для тренировки, переучивания и
проверки техники пилотирования летчиков-истребителей, вследствие чего необходимо
срочно форсировать окончательную до-
водку самолета и запуск его в серию.
УТИ-26-2 еще некоторое время находился в HИИ ВВС, где
были определены его полные характеристики пикирования и штопора, после чего он
был передан в 12 иап для использования в
учебно-боевой подготовке летного состава.