В 1944 году для тренировки
летчиков-истребителей был создан одноместный самолет Як-5. По геометрии и
конструкции он аналогичен УТ-2Л, но имел убирающиеся шасси и воздушный винт
изменяемого шага. Более обширное пилотажно-навигационное оборудование,
включающее мощную посадочную фару, позволяло проводить на Як-5 тренировки в
сложных метеоусловиях и ночью. Дополнительное оборудование, радиостанция,
радиокомпас и синхронный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм максимально приближали
этот учебно-тренировочный самолет к боевому. Як-5
и УТ-2Л были полностью унифицированы и имели почти одинаковые летные
характеристики. Это значительно упрощало серийное производство и
эксплуатацию самолетов обоих типов в учебных заведениях, и позволяло
сократить сроки подготовки летчиков. Взлетный вес Як-5 - 940 кг, УТ-2Л - 950
кг, максимальная скорость с двигателем М-11Д у Як-5 достигала 250 км/ч, у
УТ-2Л - 225 км/ч, посадочная, соответственно, 85 км/ч и 75 км/ч, дальность
полета - 450 и 700 км. Оба опытных учебных самолета успешно прошли
испытания.
Як-5 серийно не строился. С учетом
опыта проектирования, постройки и эксплуатации УТ-1 и Як-5 конструкторский
коллектив в 1945 году разработал учебно-тренировочный истребитель Як-11,
который с двигателем АШ-21 мощностью 570 л.с. развивал скорость до 465 км/ч,
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-5 |
Размах крыла, м |
10.50 |
Длина, м |
7.30 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
17.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
770 |
нормальная взлетная |
940 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11Д |
Мощность, л.с. |
1 х 145 |
Максимальная скорость, км/ч |
250 |
Крейсерская скорость, км/ч |
220 |
Практическая дальность, км |
450 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Як-5 |
Схемы:
|
УТ-2Л (внизу Як-5) |
|
Уголок неба. 2004
|