Як-9 "Курьерский" являлся одномоторным двухместным транспортным (пассажирским)
самолетом и предназначался для переброски по воздуху на значительные расстояния
одиночных пассажиров в условиях противодействия истребительной авиации
противника, через линию фронта в тыл противника и т.д.
В конструктивном отношении Як-9 "Курьерский" представлял
собой комбинацию истребителя дальнего действия Як-9ДД с
учебным вывозным двухместным невооруженным Як-9В и являлся
образцом изготовления транспортного самолета на базе развернутого серийного
производства истребителей типа Як-9.
Крыло вместе с шасси было взято от Як-9ДД. Внутри крыла
размещалось 9 бензобаков общей емкостью 845 л (630 кг). В
крыло вделали фару для ночных посадок.
Фюзеляж с оперением и двигателем ВК-105ПФ был взят от
Як-9В. В нем были произведены следующие основные изменения:
установлен увеличенный маслобак (70 л); на левой панели приборной доски передней
кабины установлен авиагоризонт, а на
правой - щиток управления радиостанцией, которая размещалась
между передней и задней кабинами; из задней кабины удалены
ручное и ножное управления, а также приборная доска с приборами; задняя
пассажирская кабина изнутри обтянута сукном и
оборудована полом, съемным сидением и боковым карманом для
карт или полевой сумки. Обе кабины снабжены писсуарами, предусмотрен аварийный
сброс фонарей передней и задней кабин.
Полетная масса самолета 3100 кг, центровка - 26,4% САХ,
противокапотажный угол при торможении - 29°40'.
В связи со смещением центровки назад продольная устойчивость стала несколько
меньшей, чем у Як-9, а возможность более эфективного использования тормозов
колес повысилась.
Наличие второй кабины несколько ухудшило летные характеристики. Максимальная
скорость стала меньше, чем у Як-9ДД на
10...15 км/ч. Остальные данные, включая дальность и продолжительность полета,
остались практически такими же, как у
Як-9ДД.
Благодаря тому, что Як-9 "Курьерский" по скорости и остальным летным
характеристикам лишь незначительно уступал
новейшим немецким истребителям Me-109G-2 и FW-190A-4,он мог
обходиться без вооружения и без сопровождения другими истребителями.
Серьезным недостатком этого, как и других самолетов того
времени, являлась малая дальность действия радиосвязи: дальность надежного
приема наземной станции составляла 100 км, а
самолетного передатчика - всего 60 км.
Як-9 "Курьерский" был изготовлен в единичном экземпляре
на заводе N153 в июле 1944 г., проходил заводские испытания
в августе-сентябре 1944 г. (летчик А.Е.Пашкевич, инженеры
Н.А.Авцын и В.К.Тарутин).
На госиспытания не предъявлялся, серийно не строился и
фактически никогда не использовался.