Единственной модификацией, работы по которой вышли из "бумажной" стадии, стал
поисково-спасательный вариант А-40. Этот вариант "Альбатроса" должен был
заменить в строевых частях гидросамолеты Бе-12ПС. Однако в обычный ход
опытно-конструкторских работ по новому спасателю вмешались события, напрямую с
авиацией не связанные.
7 апреля 1989 г. произошла трагедия, всколыхнувшая практически весь Советский
Союз. В Норвежском море погибла атомная подводная лодка Северного флота К278,
больше известная как "Комсомолец", и 42 подводника из её экипажа. Вылетевший к
месту аварии противолодочный Ил-38 мог только сбросить спасательные средства,
после чего, его экипаж, как и экипаж норвежского Р-3 "Orion", мог только
бессильно наблюдать за разворачивающейся внизу трагедией. Сброшенные надувные
плоты раскрылись, но были отнесены от погибающего экипажа ветром. Замерзающие
подводники погибали буквально у всех на глазах, и никто ничего не мог сделать.
Эти события впервые получили большой резонанс в стране и, в том числе, привлекли
внимание командования ВМФ и руководства Минавиапрома к недостаткам состоящих на
вооружении самолетов Ан-12ПС с десантируемым катером "Ерш" и отсутствию в
составе морской авиации современной поисково-спасательной амфибии способной
заменить в строю летающие лодки Бе-12ПС.
А.К. Константинов был срочно вызван на заседание Правительственной комиссии в
Североморске по расследованию катастрофы, где доложил о возможностях и ходе
работ по "Альбатросу". Доклад произвел впечатление на присутствующих и
председатель ВПК И.С. Белоусов перенес создание поисково-спасательного варианта
А-40 с четвертого места по приоритету на первое. Это подтвердило решение ВПК №31
от 27 января 1990 г. ТАНТК получил задачу в кратчайшие сроки разработать и
построить поисково-спасательный самолет-амфибию А-42 (изделие "ВПС"), для
проведения спасательных операций в ближней и средней зонах морей и океанов,
прилегающих к территории СССР. Тем же заданием предусматривалось создание
патрульного варианта - А-44 (изделие "ВПР").
Поисково-спасательный вариант А-42, отличается от противолодочного большими
бортовыми люками в носовой и хвостовой части лодки (размер носового - 1,8 х 2
м), позволяющим спустить моторную лодку со спасателями и принять на борт
пострадавших. Для оказания срочной медицинской помощи имеется специальный отсек
с оборудованной операционной, оснащенной современным оборудованием. Самолет
может принять на борт 53 человека. Для решения основных задач поиска и
обнаружения на А-42 предполагалось установить специальное радиотехническое
оборудование: радиолокационную систему поиска, оптико-телевизионную систему,
фоторегистрирующую аппаратуру, пилотажно-навигационный комплекс "Верба",
бортовой комплекс связи, мощный прожектор для работы ночью. Прицельное
сбрасывание спасательных контейнеров обеспечивалось РЛС и оптическим прицелом.
Хотя выполнение этой задачи официально имело наивысший приоритет, работы по ее
решению в связи с начинавшимся развалом оборонного комплекса, а затем и страны,
шли крайне тяжело. Поэтому в 1993 г., из-за перебоев, а потом и прекращения
финансирования, было принято решение о закрытии проекта А-44 и создании единого
самолета А-42/44. При этом учитывалась высокая степень унификации обеих машин.
Изготовление опытного А-42 было приостановлено в 1993 г., при 80% готовности. В
августе 1994 г. Генеральный конструктор Г.С. Панатов обращался напрямую к
Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину с просьбой содействовать
продолжению финансирования постройки опытного самолета-амфибии А-42/44 и
последующего запуска его в серию. Серию так и не начали строить, но работы при
очень ограниченном финансировании все же продолжаются.
Сейчас проработан вариант оснащения А-42 винтовентиляторными двигателями Д-27
(по 14 000 л.с.), что намного увеличит дальность полета (9300 км с приемом на
борт 15 пострадавших и 7400 км с приемом 53 человек). На самолете будут
установлены радиолокационная система поиска, включающая обзорно-прицельную РЛС,
тепло-телевизионную аппаратуру "Сакура", электронный комплекс отображения
информации на рабочих местах экипажа, систему документирования,
пилотажно-навигационный комплекс, в который входит аппаратура измерения
параметров морской волны "Шторм", бортовой комплекс связи и аппаратура
госопознавания.
Экспортным вариантом поисково-спасательного самолета А-42 является патрульный,
поисково-спасательный самолет-амфибия А-42ПЭ. Он предназначен для выполнения
комплекса задач патрулирования в морской и прибрежных зонах на удалении до 3500
км от базы без дозаправки топливом в полете, а также для выполнения спасательных
операций.
Самолет-амфибия А-42ПЭ может производить поиск и обнаружение терпящих бедствие в
открытом море с помощью бортовых технических средств, оказание помощи терпящим
бедствие с использованием сбрасываемых спасательных средств, экстренное спасение
терпящих бедствие на море путем посадки самолета на воду, подбор пострадавших на
борт самолета, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию на берег,
срочную доставку людей и небольших грузов на суда и морские объекты.
Как патрульный самолет А-42ПЭ способен обеспечивать ведение воздушной и
радиотехнической разведки с обнаружением, опознаванием и отслеживанием
надводных, подводных и береговых целей, определением их координат и элементов
движения, передачу информации на береговые командные пункты и другие самолеты и
корабли. Может поражать бортовым оружием подводные лодки, а также других
надводные и береговые цели, ставить минные заграждения и авиационные средства
гидроакустического противодействия.
А-42ПЭ обладает уникальной возможностью вести поиск подводных лодок из положения
дежурства "на плаву" в заданном районе, в том числе и с использованием
опускаемого гидроакустического модуля.
На самолете устанавливаются два современных турбовентиляторных двигателя Д-27А и
один стартовый ТРД РД-33АС, а так же проработан вариант установки двигателей
ПС-90. На борту А-42ПЭ размещаются современные комплексы специального
оборудования: поисково-прицельная система (ППС) "Морской змей" (Sea Dragon),
пилотажно-навигационный комплекс АРИА-В и бортовая система связи. Машина
оснащена системой дозаправки топливом в воздухе.