Многоцелевой противолодочный
самолет ATR 72 ASW (Anti-Submarine Warfare) или
ATR 72MP (MP – от Maritim Patrol)
создан итальянской компанией Alenia
Aermacchi (сейчас концерн Leonardo
Finmeccanica) на базе регионального турбовинтового самолета ATR 72-600.
В декабре 2016 года ВМС Италии приобрели четыре самолета этого типа,
под обозначением P-72A.
Самолет предназначен для
размещения в нем штабов управления и командования союзными боевыми
подразделениями, ведения радиоэлектронной разведки, патрулирования
водного пространства, наблюдения и идентификации морских надводных
судов, поисково-спасательных операций, борьбы с незаконным оборотом
наркотиков, морского пиратства, борьбы с последствиями стихийных
бедствий и охраны территориальных вод.
Военный вариант имеет "стеклянную кабину" с полностью цифровой авионикой,
оснащен бортовой РЛС, системой предупреждения о радиолокационном облучении и
ракетном нападении, лазерной системой предупреждения, станцией РЭБ и детектором
магнитных аномалий для обнаружения подводных лодок. Вооружение составляют ПКР и
легкие противолодочные торпеды Мк45 и Мк54 (на двух пилонах по обе стороны
фюзеляжа).
Основой бортового оборудования самолета является авиационная тактическая система
разведки ATOS (Airborne Tactical Observation and Surveillance) разработки
Leonardo Airborne & Space Systems. Система ATOS использует и управляет широким
спектром датчиков, обеспечивающих представление в целом тактической ситуации в
наиболее подходящем формате, обеспечивая отличную ситуационную осведомленность.
Основой бортового комплекса являются РЛС с фазированной антенной решеткой
собственной разработки Seaspray и оптико-электронная станция FLIR Systems Star
Safire.
P-72A оснащен многофункциональными средствами связи, способными передавать и
получать данные в стандартах Link 16 и Link 11, оборудованием спутниковой связи
в диапазоне Ku/Ka, включая пересылку видеоданных в формате Vortex, оборудованием
для пересылки текстовых данных. Главным элементом всего оборудования являются:
авиационная тактическая система разведки (ATOS) и 4 рабочих места ее операторов
с 22-дюймовыми мониторами, интегрированная с военной авионикой панель кабины
glass cockpit, включающая в себя системы навигации TACAN, SAASM VI INS/GPS и
устройства идентификации "свой-чужой". Воздушное судно оснащено также
радиолокатором включающим антенну с фазированной решеткой A.S.S Seaspray 7300,
оптоэлектронной головкой Safire HD, системой самозащиты и предупреждения о
пусках противовоздушных ракет.
Продолжительность полета P-72A составляет 6,3 часа на расстоянии 370 км от базы.
В будущем возможно удастся доработать P-72A для борьбы с подводными морскими
судами.
В 2005 году ВМС Турции заказали 10 самолетов для ведения противолодочных
операций ATR 72-500, в июле 2012 года заключены контракты на поставку двух ATR
72-600 TMUA (Turkish Maritime Utility Aircraft) и шести ATR 72-600 TMPA (Turkish
Maritime Patrol Aircraft).
В середине 2012 года Alenia Aermacchi подписала контракт с турецкой компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) по модернизации шести самолетов ATR 72 в
вариант ATR 72-600 ASW TMPA. Первые шесть самолетов переоборудованы на заводе в
Анкаре по программе Meltem III. Поставки всех самолетов планируется завершить к
2018 году.