Кроме низкой эффективности по решению противолодочных задач, после нескольких лет эксплуатации самолетов Бе-12 выявилась недостаточная надежность ППС-12, и 29 марта 1967 г. принимается решение о ее
модернизации. Этому способствовало и то, что в составе ППС-12 отсутствовали непосредственные связи между поисковыми средствами и ПВУ, были значительные ошибки в определении места и элементов движения цели, невозможность списания ошибок счисления пути, накапливаемых АНП-1В-1 is процессе боковой
наводки.
Задача на модернизацию формулируется не совсем корректно - "увеличить вероятность поражения подводных лодок в два раза". По-видимому, составители упустили из виду, что вероятность поражения
подводной лодки торпедой ЛТ-1М не превышает 0,15-0,18. Следовательно, вероятность поражения после модернизации должна составить 0,3-0,36. Тоже не очень впечатляющие данные. Но даже для этого следовало
существенно повысить точность определения места цели, элементов се движения, увеличить скорость выработки прицельных данных бортовыми системами. Но это - общая схема, для реализации которой
потребовалось провести комплекс исследований, разработать и создать новую аппаратуру.
При модернизации поисково-прицельной системы использовали зарекомендовавшие себя элементы ППС-12, включили пассивные буи направленного действия РГБ-2 системы
"Беркут", отработанные на самолете
Ил-38, и ряд новых оригинальных устройств. Согласно полученным на испытаниях данным буи РГБ-2 обеспечивали дальность обнаружения малошумных подводных лодок порядка 1,5-2 км и точность определения
пеленга 5-7 град. Время их работы nooie приводнения не превышало 40 мин. Вес буя - 45 кг. Буи снабжены радиолокационными маяками-ответчиками, обеспечивающими измерение дальности до них и пеленга с
самолета. Дальность связи по этому каналу составляет 25-30 км.
Поставленную задачу специалисты, производившие модернизацию, поняли буквально, и она завершилась созданием оригинальной поисково-прицельной системы -
"Нарцисс-12" ("Бе-12Н"), в состав которой
вошли: самолетное приемное автоматическое радиоустройство СПАРУ-55 с ПП-1; многоканальное ультракоротковолновое приемное устройство (МУЛУ) "Нара"; прицельно-вычислительное устройство
"Нарцисс-12" с
анализатором цели; радиолокационная станция "Инициатива-2БН", бортовое оборудование, необходимое для обеспечения работоспособности ППС, пассивные ненаправленные буи РГБ-НМ и РГБ-НМ-1, авиационный
поисковый магнитометр АПМ-73С, аппаратура передачи данных АПД ПК-025. Работу ППС обеспечивают бортовые измерители курса, скорости, высоты полета, автопилот, бомбардировочное и торпедное вооружение. В
связи с поступлением на вооружение новых средств поражения подводных лодок расширилась их номенклатура.
Приемное устройство "Нара" обеспечивает прием, первичную обработку и преобразование телеметрической информации от буев РГБ-2 для последующей выдачи в ПВУ. Одновременный прием информации
производится с помощью двух пятиканальпых приемников на 10 частотах буев РГБ-2.
Прицельно-вычислительное устройство "Нарцисс-12" является связующим звеном, объединившим все элементы полуавтоматической системы. В отличие от
"Сирени", "Нарцисс" относится к вычислителям
дискретного действия. Это векторный бомбардировочный прицел с полуавтоматическим сопровождением цели, обеспечивающий определение координат и параметров движения подводной лодки по информации от буев
РГБ-2 и вывод самолета в точку сбрасывания средств поражения или постановки буев РГБ-2 с заданного направления.
В состав ПВУ входит цифровая вычислительная машина со специальным устройством ввода-вывода, выполняющая функцию сбора информации, вычисления формульных зависимостей, выдачи сигнхчов в ППС самолета.
Она имеет двоичную систему счисления с быстродействием 16650 операций типа сложение в секунду.
Анализатор цели обеспечивает наглядное отображение гидроакустической обстановки в районе по данным буев РГБ-2 одновременно по всем десяти каналам и взятие на автосопровождение огибающей сигналов от буев, имеющих контакт и выделение в ПВУ пеленга на подводную лодку.
Радиолокационная станция "Инициатива-2БН" является модернизацией базовой РЛС и обеспечивает прием сигналов маяков-ответчиков. Кроме того, РЛС в комплексе с сопрягаемым оборудованием обеспечивает
прицеливание по радиозаметным целям и подводным лодкам, находящимся в подводном положении, а также синхронное полуавтоматическое сопровождение ориентира при совместной работе с ПВУ
"Нарцисс".
Радиолокационная станция является визирной системой, и при наложении электронного перекрестия на изображение цели или отметку от маяка-ответчика на экране определяются их координаты, поступающие затем
на вход счетно-решающего прибора.
Первоначально замена магнитометра на самолете не планировалась, но затянувшиеся сроки позволили это сделать и попытаться увеличить возможности самолета по магнитометрическому поиску. К этому
времени прошел испытания магнитометр, разработанный на новой элементной базе, получивший обозначение АПМ-73С В его состав входят блоки измерительных и ориентирующих систем, пульт управления с
регистратором, распределительное устройство, магниточувствительный блок с системой компенсаторов магнитных помех и другие устройства. Компенсатор магнитных помех
"Клин" обеспечивает некоторое снижение
воздействия помех, создаваемых магнитным полем самолета. Сущность компенсации помех состоит в создании в объеме магниточувствительного элемента такого искусственного магнитного поля, которое при
эволюциях было бы равно по величине и противоположно по направлению полю помех. Дальность обнаружения подводных лодок среднего водоизмещения, размагниченных по нормам ВМФ, с применением АПМ-73С
достигает 400 м.
В процессе модернизации на самолете установили аппаратуру передачи данных ПК-025, предназначенную для автоматического обмена командами и координатами цели с взаимодействующими самолетами и
кораблями, имеющими соответствующее оборудование. Команды передаются вручную нажатием одной из пятнадцати кнопок. Принятая информация расшифровывается и поступает на световое табло, где отображается
номер команды и от кого она поступила, а координаты поступают непосредственно на вход ПВУ "Нарцисс" с одновременным загоранием сигнала "Отсчет" на светосигнальном табло. Ввод принятых координат в ПВУ
производит штурман полуавтоматическим методом, нажатием кнопки отсчета на пульте управления ПВУ.
С применением ППС "Нарцисс-12" некоторые изменения претерпела тактика действий экипажей самолетов, так как появилась возможность производить постановку полей буев и барьеров в полуавтоматическом
режиме. Классификация первичного контакта производится постановкой трех ненаправленных буев по схеме треугольника или охватывающим барьером. При небольшом времени запаздывания с выходом в точку
получения контакта экипажи для его уточнения стали применять буи РГБ-2, наблюдая за изменением пеленга на цель.
При решении тактических задач ПВУ может использоваться в режиме ВЦ ("Видимая цель") пли в режиме НЦ("Невидимая цель"). Первый режим в пояснениях не нуждается, а второй предназначен ,ш прицеливания по
выносной точке относительно радиолокационно видимого ориентира. При этом координаты вынесенной точки вводятся вручную.
Если производится работа с анализатором цели, то прицеливание производится по информации от двух буев РГБ-2 или через ПК-025 в виде двух пеленгов от другого самолета (вертолета). Промер базы между
выставленными буями, имеющими контакт с подводной лодкой, производит штурман, последовательно совмещая перекресте РЛС с отметками маяков-ответчиков первого и второго буя. При этом в памяти цифрового
вычислительного устройства запоминаются координаты буев относительно самолета. Поисково-прицельная система обеспечивай также возможность бомбометания по одному бую, причем пеленг вводится от
анализатора цели автоматически, а вынос устанавливается вручную. Задача поражения может решаться и приемами, применяемыми экипажами самолетов Бе-12 с немодерннзированной ППС.
Разработка ППС "Нарцисс" продолжалась довольно долго, и только в апреле 1976 г. се приняли на вооружение, а через некоторое время приступили к модернизации самолетов в частях.
На самолетах Ил-38 для обработки информации от буев РГБ-2 на этапе выработки данных на применение оружия участвуют два члена экипажа, а в некоторых случаях приходится привлекать еще одного.
На Бе-12 для решения такой же задачи можно было привлечь только одного человека, что и удалось сделать при равных точностях выработки данных.- это был безусловный успех. Фактически Бе-12Н по боевым возможностям приблизился к самолету Ил-38, уступая ему в величине обследуемой за вылет площади в два раза и
тактическому радиусу, но ведь он и предназначался для ближней зоны противолодочной обороны.