Вторая "двухсотка" (No.7682000003) поднялась в воздух со взлетной полосы заводского аэродрома ИАПО 27 августа 2002 г. В первом сорокаминутном полете её пилотировал экипаж ТАНТК в составе
летчиков-испытателей Н.П. Кулешова и Н.Н. Охотникова, а также бортинженера А.Н. Тернового. В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально
приближенном к требованиям заказчика - МЧС России.
В конце месяца Бе-200ЧС (с бортовым номером RA-21512) перелетела в Таганрог, где впервые взлетела с воды, а 3 сентября её перегнали в Геленджик. Появление в вечерних сумерках в небе над бухтой амфибии
в элегантной светлой окраске стало маленькой сенсацией, и в течение всего "Гидроавиасалона-2002" Бе-200ЧС был в центре всеобщего внимания.
Внешне от первой машины (002) Бе-200ЧС отличалась уже упоминавшейся окраской, наличием двух блистеров и более "облагороженными" подкрыльевыми поплавками. Но основные же, не видимые глазу отличия
касались в первую очередь оборудования амфибии. На самолете установлены модернизированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс АРИА-200М, новые системы ЭДСУ и СПУ-200ЧС, бортовая система
наблюдения AOS, система внешнего звукового оповещения SGU-600, прожектор SX-5. В грузовой кабине оборудованы рабочие места для двух наблюдателей, оснащенные теми самыми блистерами для визуального
поиска целей, а также размещены надувная шлюпка "Орион-25С" и грузовое оборудование. Стенки и потолок кабины закрыты декоративными панелями изготовленные британской фирмой AIM Aviation.
Бе-200ЧС предназначен для выполнения следующих основных задач: доставка групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие
аэродромы и водоемы, эвакуация пострадавших из зоны бедствия, поиск и обнаружение кораблей и судов, терпящих бедствие, точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации, классификация
обнаруженных целей визуально и с помощью бортовых технических средств, перевозка пожарных команд и грузов. Следует отметить, что "двухсотка" создается в широкой международной кооперации, в которой
помимо ТАНТК и ИАПО участвуют "Мотор Сич" (Украина) - двигатели Д-436ТП, "Аэросила" (Россия) - ВСУ ТА-12-60, ARIA (Россия/США) - ПНК АРИА-200М, AIM Aviation (Великобритания) - интерьер кабины, AIR
Cruisers (США) аварийно-спасательное оборудование, TAMAM/IAI Division (Израиль) - бортовая система наблюдения, PALL (США) - элементы топливной системы, Goodrich Hella (США/Германия) и Spectrolab
(Великобритания) - светотехническое оборудование, Vibro Meter (Швейцария) - оборудование для измерения вибрации силовой установки и многие другие организации и фирмы.
После завершения "Гидроависалона-2002" Бе-200ЧС начал цикл сертификационных испытаний, для получения сертификата типа на вариант Бе-200ЧС. Продолжаются испытания и первой летной машины, она должна
получить полный сертификат типа в 2003 г.
Серийное производство самолета в настоящее время ведется в Иркутске. В текущем году планируется сдать заказчику две серийные машины (101 и 102). Остальные Бе-200ЧС (машины 201, 202, 203, 301, 302)
должны пополнить парк авиации МЧС до конца 2005 г. На Бе-200 уже самостоятельно вылетел летчик-испытатель НПК "ИРКУТ" (нынешнее название ИАПО) Л.Г. Смелый и бортинженер С.С. Хороших, которые будут
поднимать в воздух серийные машины. В Авиационном учебном центре гидроавиации ТАНТК, с марта этого года, уже идет переучивание летного и инженерно-технического состава авиации МЧС России на Бе-200ЧС.
Мощности ИАПО позволяют производить до четырех амфибий в год. В дальнейшем объем производства Бе-200 может быть увеличен вдвое.
На проходившей в период с 6 по 10 сентября Международной выставке
гидроавиации "Геленджик-2006" самолет-амфибия Бе-200ЧС в течение трех дней
установил восемь мировых рекордов.
6 сентября на самолете Бе-200ЧС
(RF-21512) в классе C-2i (гидросамолеты - взлет и посадка на воду) был
установлен мировой рекорд по скорости полета по замкнутому маршруту
протяженностью 500 км (без груза). Рекорд этот тем более важен и интересен, что
его установил экипаж, в состав которого входил не только летчик-испытатель ТАHТК
имени Г.М. Бериева Hиколай Кулешов, но и сам главком ВВС Владимир Михайлов,
исполнявший обязанности второго пилота.
Hа следующий день, 7 сентября, на этой же машине были установлены сразу три
мировых рекорда - максимальная скорость по замкнутому маршруту 1000 км без груза
и с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
И, наконец, 9 сентября в двух полетах на этой же "двухсотке" были установлены
следующие мировые рекорды в классе С-3 (самолеты-амфибии):
-
максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км
без груза,
-
максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км без
груза,
-
максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с
коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
К 2008 году было сдано еще 5 машин : 2 (RF-21512) - 31.07.2003 МЧС России, 3 (RF-32767) - 19.04.2004 МЧС России, 4(RF-32768) - 27.07.2005 МЧС России, 5 (RF-32769) - 31.10.2006 МЧС
России, 6 (FHN-10201 (76820002703)) - 30.04.2008 МЧС Азербайджана.
МЧС к семи заказанным в 2001 году, заказала еще 8. Ведутся переговоры с европейскими потенциальными клиентами.
20 июня 2003 года Бе-200ЧС получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории.
В ноябре 2008 двигатели Д-436ТП в составе с Бе-200ЧС получили европейский сертификат.