Уголок неба ¦ Lockheed CP-140 Aurora

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация морские
   CP-140 Aurora
       
Разработчик: Lockheed
Страна: Канада, США
Первый полет: 1979
Тип: Патрульный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Заказ Канады на новый дальний морской самолет Береговой патрульной авиации привел к появлению уникального варианта самолета Orion. Он сделан на основе планера Р-3, но с использованием систем наблюдения от самолета S-3 Viking.

В 1969 году канадские Вооруженные силы начали подыскивать замену для своего морского базового патрульного самолета Canadair CP-107 Argus. Канада нуждалась в новом самолете для борьбы с подводными лодками, а также для выполнения таких задач, как ледовая разведка, патрулирование рыболовства и демонстрация флага над обширными арктическими и субарктическими территориями.

В августе 1971 года ВС сформулировали требования к дальнему патрульному самолету LRPA. В ответ были предложены самолеты Nimrod, Atlantic, обновленный Argus, а также морские патрульные версии лайнеров Boeing 707 и Douglas DC-10. Фирма "Lockheed" представила ряд вариантов на базе проекта Orion - от стандартных версий Р-ЗС Update I или II ВМФ США до специальной канадской версии.

В итоге остались всего два проекта: Boeing 707 и Р-ЗС. Результат в значительной степени зависел от объема субконтрактов, которые могли перепасть канадской промышленности. Победила фирма "Lockheed". 27 ноября 1975 года она получила заказ на 18 самолетов. На завод в Бербэнк прибыла группа канадских разработчиков для детальной проработки будущего проекта CP-140 Aurora.

22 марта 1979 года этот самолет совершил первый полет. Фирма "Lockheed" провела начальное обучение экипажа в Калифорнии.

Канадский вариант Orion базировался на планере Р-ЗС и так же имел направляющие трубы для сброса гидроакустических буев в нижней хвостовой части фюзеляжа. Однако их количество сократили до 36 вместо 48 на Р-3. В сэкономленном пространстве удалось установить вертикальный панорамный фотоаппарат Zeiss KS-501A, способный снимать на дневную пленку либо на ИК-пленку. Съемка на ИК-пленку ведется через ИК-иллюминатор.

На CP-140 установлен новый комплекс БРЭО на базе систем самолета S-3A Viking. В его основе - цифровой компьютер AYK-10 (канадское обозначение AYK-502), процессор OL-82 (OL-5004) для обработки акустических данных, приемник данных с гидроакустических буев ARR-76 и система определения координат гидроакустических буев ARS-501. В системе AYK-502 интегрированы все бортовые оперативные функции, такие как сброс буев и управление системами вооружения. Она может вывести самолет на автопилоте в определенные тактическим координатором ТАССО точки и автоматически сбросить буи. Самолет также имеет РЛС APS-116 (APS-506).

Многое из нового оборудования самолета Aurora уникально, особенно детектор магнитных аномалий (MAD) CAE Electronics ASQ-502 и установленное в законцовках крыла оборудование радиотехнической разведки.

С точки зрения экипажа самым важным отличием стала внутренняя компоновка самолета.

В отличие от Р-ЗС, в котором оператор системы ТАССО, штурман и операторы датчиков рассредоточены по всей кабине, в салоне СР-140 оперативный отсек сделан в виде буквы U. Два рабочих места развернуты вперед, два - по бортам и два - в хвостовую часть. Такое компактное размещение операторов улучшает их взаимодействие, что признали фирмы "Lockheed" и "Raytheon" в своих предложениях по доработке самолетов Р-3.

СР-140 оснащен выдвижной аппаратурой ИК-системы переднего обзора OR-5008 и улучшенной системой контроля окружающей среды. Обе системы были приняты и для самолетов Р-ЗС ВМФ США.

Самолет Aurora имел уникальную возможность установки в отсеке вооружения датчиков с соответствующей электропроводкой, размещенных на поддонах. На ней испытывался ряд систем, например, РЛС APD-10 бокового обзора с формированием РЛ-изображения.

Многие из установленных в отсеке датчиков используются различными агентствами, такими как "Environmental Canada", применяющими самолеты Aurora для контроля загрязнения окружающей среды и учета поголовья животных.

Отдел рыболовства и контроля океана нанимает самолеты Aurora для охоты за браконьерами, а канадская полиция и таможенная служба использует их для отслеживания наркотрафика. Ледовая разведка ведется по просьбе транспортного отдела. Самолеты СР-140 также применяются в поисково-спасательных операциях, применяя комплекты сбрасываемых с воздуха средств спасения SKAD. В середине 1990-х годов СР-140 оснастили метео-РЛС WX-1000 Stormscope.

В 1992 году канадский Департамент национальной обороны запустил программу продления срока эксплуатации самолетов Aurora, в ходе которой эти машины были обновлены до современных стандартов.

После модификации РЛС по программе "Spotlight" добавился режим формирования РЛ-изо-" бражения в режиме поиска и спасения. Также были введены новые системы навигации, связи, поддержки БРЭО и пеленгатор гидроакустических буев. В блистере под носовой частью разместили ИК-систему передового обзора, лазер и систему телевизионного наблюдения при слабой освещенности LLLTV.

Первый самолет был поставлен на базу ВВС Гринвуд 29 мая 1980 года. В ноябре того же года 405-я эскадрилья (VP 405 по коду ВМФ США) первой получила самолет этого типа. В марте 1981 года он совершил свой первый боевой вылет. Эскадрилья VP 404 стала учебной. Эскадрилья VP 415 вошла в состав 28-й авиагруппы в Гринвуде. К концу 1981 года эскадрилью VP 407 на базе Комокс также вооружили машинами этого типа.

Наряду с выполнением обычных заданий для своей страны и блока НАТО самолеты CP-140 участвовали в действиях по поддержанию мира в бывшей Югославии. Самолеты СР-140 с базы ВМФ США в Сигонелла, Италия, приняли участие в операции "Sharp Guard" по контролю Адриатики для соблюдения эмбарго ООН на ввоз в Югославию запрещенных грузов. Эта работа началась в сентябре 1993 года.

С усовершенствованием дисплеев в кабине экипажа и проведением дальнейших конструктивных улучшений самолеты Aurora могут остаться в строю до 2020 года. Далее они будут модифицироваться по стандарту Block III с полной заменой датчиков и оперативных систем БРЭО.

В 1989 году Департамент обороны Канады заказал на фирме "Lockheed" три Orion - последние три самолета, построенные на заводе в Бербэнке. Этот самолет предназначался для обучения пилотов, использования в качестве патрульной машины для охраны рыболовства и ледовой разведки.

По проекту AMSA (арктического морского контроля) три самолета (номера 140119-140121) с минимальным оборудованием были поставлены на авиабазу Aerospace в Галифаксе для оборудования по стандарту СР-140А Arcturus. Вариант СР-140А в виде упрощенной версии машин Aurora не имел оборудования ПЛО самолета СР-140, но сохранил РЛС APS-507 и оборудование системы дальней радионавигации. Он комплектовался штангой устройства MAD и 48 трубами для сброса гидроакустических буев в нижней части фюзеляжа, хотя они и не используются. На этих самолетах сохранился салон самолета Aurora в виде буквы U с рабочими местами операторов, хотя они оснащены только РЛС и станциями навигации/связи.

30 ноября 1992 года первый самолет СР-140А был поставлен организации ВАМЕО в Гринвуд, остальные две машины последовали в апреле 1993 года. С их поставкой один самолет СР-140 удалось отправить в Комокс для усиления 407-й противолодочной эскадрильи.

Наряду с обучением пилотов и патрулированием рыболовства самолеты Arcturus занимаются ледовой разведкой и охраной побережья, а также используются для перехвата транспортов с наркотиками. Эти самолеты планировалось списать в начале 2000-х годов, но в 2011 году два из них еще остаются в эксплуатации.






 ЛТХ:
Модификация   CP-140
Размах крыла, м   30.38
Длина самолета, м   35.61
Высота самолета, м   10.49
Площадь крыла, м2   120.77
Масса, кг  
  пустого самолета   27982
  максимальная взлетная   64400
Тип двигателя   4 ТВД Allison T56-A-14-LFE
Мощность, э.л.с.   4 х 4600
Максимальная скорость, км/ч   750
Крейсерская скорость, км/ч   610
Скорость патрулирования, км/ ч   385
Практическая дальность, км   9300
Боевой радиус действия, км   4000
Практический потолок, м   10700
Экипаж, чел   8 (максимально - 15)
Вооружение:   Боевая нагрузка - 2180 кг в отсеке оружия и на 10 узлах подвески:
  торпеды Mk 46 Mod V,  ПКР AGM-84 Harpoon, глубинные бомбы


 Доп. информация :


 Фотографии:

 CP-140      (c) Steve Williams
 CP-140      (c) Barry Shipley
 CP-140     
 CP-140A      (c) Galen Burrows
 Кабина пилотов CP-140   (c) Simon Blakesley

  Схемы:

 CP-140

  Варианты окраски:

 CP-140      (c) Don Greer
  CP-140     (c) Don greer

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. CP-140 Aurora и CP-140A Arcturus
Анатолий Артемьев. Противолодочные самолеты
Modern Military Aircraft. Jim Winchester. Lockheed CP-140 Aurora
Airliners.ner: Lockheed CP-140 Aurora
Squadron/Signal. Richard S . Dann, Rick Burgess. P-3 Orion in Action


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: