Заказ Канады на новый дальний морской самолет Береговой патрульной авиации
привел к появлению уникального варианта самолета Orion. Он сделан на основе
планера Р-3, но с использованием систем наблюдения от самолета S-3 Viking.
В 1969 году канадские Вооруженные силы начали подыскивать замену для своего
морского базового патрульного самолета Canadair CP-107 Argus. Канада нуждалась в
новом самолете для борьбы с подводными лодками, а также для выполнения таких
задач, как ледовая разведка, патрулирование рыболовства и демонстрация флага над
обширными арктическими и субарктическими территориями.
В августе 1971 года ВС сформулировали требования к дальнему патрульному самолету
LRPA. В ответ были предложены самолеты Nimrod, Atlantic, обновленный Argus, а
также морские патрульные версии лайнеров Boeing 707 и Douglas DC-10. Фирма "Lockheed"
представила ряд вариантов на базе проекта Orion - от стандартных версий Р-ЗС
Update I или II ВМФ США до специальной канадской версии.
В итоге остались всего два проекта: Boeing 707 и Р-ЗС. Результат в значительной
степени зависел от объема субконтрактов, которые могли перепасть канадской
промышленности. Победила фирма "Lockheed". 27 ноября 1975 года она получила
заказ на 18 самолетов. На завод в Бербэнк прибыла группа канадских разработчиков
для детальной проработки будущего проекта CP-140 Aurora.
22 марта 1979 года этот самолет совершил первый полет. Фирма "Lockheed" провела
начальное обучение экипажа в Калифорнии.
Канадский вариант Orion базировался на планере Р-ЗС и так же имел направляющие
трубы для сброса гидроакустических буев в нижней хвостовой части фюзеляжа.
Однако их количество сократили до 36 вместо 48 на Р-3. В сэкономленном
пространстве удалось установить вертикальный панорамный фотоаппарат Zeiss
KS-501A, способный снимать на дневную пленку либо на ИК-пленку. Съемка на
ИК-пленку ведется через ИК-иллюминатор.
На CP-140 установлен новый комплекс БРЭО на базе систем самолета S-3A Viking. В
его основе - цифровой компьютер AYK-10 (канадское обозначение AYK-502),
процессор OL-82 (OL-5004) для обработки акустических данных, приемник данных с
гидроакустических буев ARR-76 и система определения координат гидроакустических
буев ARS-501. В системе AYK-502 интегрированы все бортовые оперативные функции,
такие как сброс буев и управление системами вооружения. Она может вывести
самолет на автопилоте в определенные тактическим координатором ТАССО точки и
автоматически сбросить буи. Самолет также имеет РЛС APS-116 (APS-506).
Многое из нового оборудования самолета Aurora уникально, особенно детектор
магнитных аномалий (MAD) CAE Electronics ASQ-502 и установленное в законцовках
крыла оборудование радиотехнической разведки.
С точки зрения экипажа самым важным отличием стала внутренняя компоновка
самолета.
В отличие от Р-ЗС, в котором оператор системы ТАССО, штурман и операторы
датчиков рассредоточены по всей кабине, в салоне СР-140 оперативный отсек сделан
в виде буквы U. Два рабочих места развернуты вперед, два - по бортам и два - в
хвостовую часть. Такое компактное размещение операторов улучшает их
взаимодействие, что признали фирмы "Lockheed" и "Raytheon" в своих предложениях
по доработке самолетов Р-3.
СР-140 оснащен выдвижной аппаратурой ИК-системы переднего обзора OR-5008 и
улучшенной системой контроля окружающей среды. Обе системы были приняты и для
самолетов Р-ЗС ВМФ США.
Самолет Aurora имел уникальную возможность установки в отсеке вооружения
датчиков с соответствующей электропроводкой, размещенных на поддонах. На ней
испытывался ряд систем, например, РЛС APD-10 бокового обзора с формированием
РЛ-изображения.
Многие из установленных в отсеке датчиков используются различными агентствами,
такими как "Environmental Canada", применяющими самолеты Aurora для контроля
загрязнения окружающей среды и учета поголовья животных.
Отдел рыболовства и контроля океана нанимает самолеты Aurora для охоты за
браконьерами, а канадская полиция и таможенная служба использует их для
отслеживания наркотрафика. Ледовая разведка ведется по просьбе транспортного
отдела. Самолеты СР-140 также применяются в поисково-спасательных операциях,
применяя комплекты сбрасываемых с воздуха средств спасения SKAD. В середине
1990-х годов СР-140 оснастили метео-РЛС WX-1000 Stormscope.
В 1992 году канадский Департамент национальной обороны запустил программу
продления срока эксплуатации самолетов Aurora, в ходе которой эти машины были
обновлены до современных стандартов.
После модификации РЛС по программе "Spotlight" добавился режим формирования
РЛ-изо-" бражения в режиме поиска и спасения. Также были введены новые системы
навигации, связи, поддержки БРЭО и пеленгатор гидроакустических буев. В блистере
под носовой частью разместили ИК-систему передового обзора, лазер и систему
телевизионного наблюдения при слабой освещенности LLLTV.
Первый самолет был поставлен на базу ВВС Гринвуд 29 мая 1980 года. В ноябре того
же года 405-я эскадрилья (VP 405 по коду ВМФ США) первой получила самолет этого
типа. В марте 1981 года он совершил свой первый боевой вылет. Эскадрилья VP 404
стала учебной. Эскадрилья VP 415 вошла в состав 28-й авиагруппы в Гринвуде. К
концу 1981 года эскадрилью VP 407 на базе Комокс также вооружили машинами этого
типа.
Наряду с выполнением обычных заданий для своей страны и блока НАТО самолеты
CP-140 участвовали в действиях по поддержанию мира в бывшей Югославии. Самолеты
СР-140 с базы ВМФ США в Сигонелла, Италия, приняли участие в операции "Sharp
Guard" по контролю Адриатики для соблюдения эмбарго ООН на ввоз в Югославию
запрещенных грузов. Эта работа началась в сентябре 1993 года.
С усовершенствованием дисплеев в кабине экипажа и проведением дальнейших
конструктивных улучшений самолеты Aurora могут остаться в строю до 2020 года.
Далее они будут модифицироваться по стандарту Block III с полной заменой
датчиков и оперативных систем БРЭО.
В 1989 году Департамент обороны Канады заказал на фирме "Lockheed" три Orion -
последние три самолета, построенные на заводе в Бербэнке. Этот самолет
предназначался для обучения пилотов, использования в качестве патрульной машины
для охраны рыболовства и ледовой разведки.
По проекту AMSA (арктического морского контроля) три самолета (номера
140119-140121) с минимальным оборудованием были поставлены на авиабазу Aerospace
в Галифаксе для оборудования по стандарту СР-140А Arcturus. Вариант СР-140А в
виде упрощенной версии машин Aurora не имел оборудования ПЛО самолета СР-140, но
сохранил РЛС APS-507 и оборудование системы дальней радионавигации. Он
комплектовался штангой устройства MAD и 48 трубами для сброса гидроакустических
буев в нижней части фюзеляжа, хотя они и не используются. На этих самолетах
сохранился салон самолета Aurora в виде буквы U с рабочими местами операторов,
хотя они оснащены только РЛС и станциями навигации/связи.
30 ноября 1992 года первый самолет СР-140А был поставлен организации ВАМЕО в
Гринвуд, остальные две машины последовали в апреле 1993 года. С их поставкой
один самолет СР-140 удалось отправить в Комокс для усиления 407-й
противолодочной эскадрильи.
Наряду с обучением пилотов и патрулированием рыболовства самолеты Arcturus
занимаются ледовой разведкой и охраной побережья, а также используются для
перехвата транспортов с наркотиками. Эти самолеты планировалось списать в начале
2000-х годов, но в 2011 году два из них еще остаются в эксплуатации.